Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 5

Схема 3.

Например, вот так будет выглядеть схема описания героя, размещенная в следующем тексте:

Под деревом куча шишек. Это кузница дятла. У пестрого дятла спина черная, щеки белые, а макушка красная. Он лесной доктор. Своим длинным языком дятел достает из глубины дерева вредителей леса. Тяжелым трудом добывает дятел пищу.

По А. Стрижеву

После размещения на схеме описания главного героя в ходе диалога с учениками учитель выявляет эмоциональное состояние или слова настроения и самочувствия. Чтобы эти слова не затерялись, они, как обычно, отмечаются соответствующим значком-символом: Обговаривается и то, почему значок "грустный" - доставать вредителей из дерева длинным языком дятлу нелегко.

Схема 4

После второго чтения учитель просит найти слова метафоры (кузница, лесной доктор) и еще одного героя текста. Недостающий "герой" этого текста - "Кузница". Луч с этим названием располагается на главном луче ниже портретных слов и заполняется опорными словами. Схема приобретает законченный вид (схема 4):

На следующем этапе класс занимается составлением "мешочков со смыслом" (это может быть работа в парах, работа по группам). Результаты ее, как всегда, выносятся на всеобщее рассмотрение и обсуждение:

Схема 5.

Затем детям дается задание: дать тексту название. Учитель объясняет детям, что обычно заголовком рассказа становится опорное слово или несколько опорных слов, которые кажутся автору самыми важными в рассказе. Для заголовка автор может выбрать также самое яркое, образное, выразительное и интересное опорное слово из числа прочих.

Учитель предлагает посмотреть на составленную учениками схему (в ней поместилась опорная сеть для этого рассказа) и затем выбрать из этой сети опорные слова, которые могли бы стать названием рассказа, а также обосновать свой выбор. Вот так может выглядеть выбор заголовка (таблица 3):

Таблица 3

Выбор возможного заголовка

Возможный заголовок

Обоснование

Дятел

Это - самое важное опорное слово, оно называет главного героя

Тяжелая работа

Здесь есть эмоциональное слово. Так как это словосочетание описывает труд дятла, то для названия всего текста вполне подойдет

Лесной доктор

"Доктор" - метафорное слово. Оно не только очень яркое и выразительное, но и самое главное, что мы можем сказать про дятла

Кузница дятла

Это два опорных слова, названия двух лучей в схеме. Место, где дятел работает и приносит пользу лесу

Тяжелая работа лесного доктора

В этом заголовке соединились сразу и эмоциональные слова, и метафорные. Значит, он - вдвойне яркий и интересный

Заголовок может быть также взят прямо из "мешочка со смыслом", но название не может быть длинным. В таком случае, слова заголовка могут в тексте даже не встречаться, но все равно передавать что-то важное о тексте и его герое. (Примером такого заголовка может стать заголовок "Дятел-труженик", "Забота о лесе").

Схема 6

После анализа всех предложенных детьми заголовков и после словарно-орфографической подготовки учитель нацеливает учеников на написание изложения. Для опоры при написании изложения на доске перед детьми остается "остов" составленной коллективно схемы - он может быть минимален (см. схему 6).

Г.В. Королева считает, что существующая в таком виде схема полностью заменит детям список из трех вопросов, предлагаемый традиционной методикой в качестве опоры для изложения текста. Написание текста будет уже самостоятельной творческой работой каждого ученика, а не "записью текста по предложениям как ответ на вопросы", что нам предлагает традиционная методика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин ...

Методика формирования представлений о форме предметов у дошкольников
Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, набо ...

H.К. Крупская о содержании образования
Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не упот ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru