 
 
Схема 3.
Например, вот так будет выглядеть схема описания героя, размещенная в следующем тексте:
Под деревом куча шишек. Это кузница дятла. У пестрого дятла спина черная, щеки белые, а макушка красная. Он лесной доктор. Своим длинным языком дятел достает из глубины дерева вредителей леса. Тяжелым трудом добывает дятел пищу.
По А. Стрижеву
После размещения на схеме описания главного героя в ходе диалога с учениками учитель выявляет эмоциональное состояние или слова настроения и самочувствия. Чтобы эти слова не затерялись, они, как обычно, отмечаются соответствующим значком-символом: Обговаривается и то, почему значок "грустный" - доставать вредителей из дерева длинным языком дятлу нелегко.
 
 
Схема 4
После второго чтения учитель просит найти слова метафоры (кузница, лесной доктор) и еще одного героя текста. Недостающий "герой" этого текста - "Кузница". Луч с этим названием располагается на главном луче ниже портретных слов и заполняется опорными словами. Схема приобретает законченный вид (схема 4):
На следующем этапе класс занимается составлением "мешочков со смыслом" (это может быть работа в парах, работа по группам). Результаты ее, как всегда, выносятся на всеобщее рассмотрение и обсуждение:
 
 
Схема 5.
Затем детям дается задание: дать тексту название. Учитель объясняет детям, что обычно заголовком рассказа становится опорное слово или несколько опорных слов, которые кажутся автору самыми важными в рассказе. Для заголовка автор может выбрать также самое яркое, образное, выразительное и интересное опорное слово из числа прочих.
Учитель предлагает посмотреть на составленную учениками схему (в ней поместилась опорная сеть для этого рассказа) и затем выбрать из этой сети опорные слова, которые могли бы стать названием рассказа, а также обосновать свой выбор. Вот так может выглядеть выбор заголовка (таблица 3):
Таблица 3
Выбор возможного заголовка
| Возможный заголовок | Обоснование | 
| Дятел | Это - самое важное опорное слово, оно называет главного героя | 
| Тяжелая работа | Здесь есть эмоциональное слово. Так как это словосочетание описывает труд дятла, то для названия всего текста вполне подойдет | 
| Лесной доктор | "Доктор" - метафорное слово. Оно не только очень яркое и выразительное, но и самое главное, что мы можем сказать про дятла | 
| Кузница дятла | Это два опорных слова, названия двух лучей в схеме. Место, где дятел работает и приносит пользу лесу | 
| Тяжелая работа лесного доктора | В этом заголовке соединились сразу и эмоциональные слова, и метафорные. Значит, он - вдвойне яркий и интересный | 
Заголовок может быть также взят прямо из "мешочка со смыслом", но название не может быть длинным. В таком случае, слова заголовка могут в тексте даже не встречаться, но все равно передавать что-то важное о тексте и его герое. (Примером такого заголовка может стать заголовок "Дятел-труженик", "Забота о лесе").
 
 
Схема 6
После анализа всех предложенных детьми заголовков и после словарно-орфографической подготовки учитель нацеливает учеников на написание изложения. Для опоры при написании изложения на доске перед детьми остается "остов" составленной коллективно схемы - он может быть минимален (см. схему 6).
Г.В. Королева считает, что существующая в таком виде схема полностью заменит детям список из трех вопросов, предлагаемый традиционной методикой в качестве опоры для изложения текста. Написание текста будет уже самостоятельной творческой работой каждого ученика, а не "записью текста по предложениям как ответ на вопросы", что нам предлагает традиционная методика.
Информация по педагогике:
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
	 Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...
	
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения
и конфликта
	 В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; у ...
	
Развитие познавательных процессов
	 а)Развитие мышления Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он ...
	
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.