Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 4

Следующий этап формирования умений приходится на II и III классы. Школьники учатся переводить компоненты текста произведения в модель по методике Дугласа Хамблина.

Однако первоначально дети должны выполнить следующие действия:

Внимательно прочитать текст с тем, чтобы определить соответствие заголовка общему содержанию произведения. Перевести заголовок в вопросительное предложение.

Определить содержание абзаца. Перевести основную мысль абзаца в вопросительное предложение.

Посмотреть первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании произведения и построении модели (взаимосвязь основной мысли произведения с содержанием абзацев).

После того как учащиеся усвоят содержание произведения, увидят взаимосвязи между уровнями текста произведения, ставятся вопросы:

а) что мне известно о прочитанном?

б) что мне не совсем ясно?

Дальнейшее продвижение ученика связано непосредственно с моделированием текста произведения. При этом следует обратить внимание на типы текстов: модель типа "жучок" для рассказов повествовательных: модель "генеалогическое дерево" для научно-популярных статей; модель "тропинка" - для описательных текстов.

Для модели типа "жучок" (см. рис.1) можно наметить следующие шаги:

Рисунок 1

1. Записать основную мысль произведения и заключить ее в овал, который образует тело "жучка". Например, для рассказа Л.Н. Толстого телом "жучка" является основная мысль: "Нести ответственность за наших братьев меньших".

2. Продумать основную мысль абзаца. Перевести ее в вопросительное предложение ("ножка"). Аналогичная работа проводится по каждому абзацу. Например, по каждому абзаца рассказа соответственно выделенной мысли можно составить следующие предложения: "Кого искали дети весной?", "Чему обрадовались дети?", "Какого котенка оставили дети себе и как они о нем заботились?", "Как случилось, что котенок остался на дороге один?", "Какая опасность угрожала котенку?", "Как Вася спас котенка и к какому выводу он пришел?"

3. Выделить из абзаца опорные слова или фразы, помогающие ответить на вопросы (усиление устойчивости "ножек"). Развивая этот прием, можно присоединить к "ножкам" "башмачки"; их введение в модель соответствует более подробному раскрытию содержания текста читаемого произведения.

4. Сформулировать свое отношение к прочитанному - "усики".

Рисунок 2

Основное понятие (тезис) заключается в овал, от которого будут отходить "ветви" (доказательства тезиса), отражающие основное содержание материала

Модель типа "тропинка", характерна для описательных текстов, в которых мысли как бы нанизываются друг на друга. Характерным в этом отношении является рассказ А. Чехова "Весной". (Романовская 3.И. Живое слово.2 кл. Ч.2).

весна - > воздух (ясен, прозрачен) - > солнце (ярко, лучи купаются в лужах) - " река (надувается, темнеет) - " деревья (живут, дышат) - " можно (в воду, пускать кораблики, долбить каблуками упрямый лед) - > гонять голубей - " все хорошо

Используемые в таких моделях способы иллюстраций между уровнями текста хорошо понятны учащимся, идея обусловленности и причинного характера этих связей становится более доступной.

Приемы моделирования в своей работе над содержательно-композиционном анализом текста изложения использует и Г.В. Королева. После чтения текста учитель демонстрирует детям пока еще пустую схему с нацеливающими вопросами, поставленными в том месте, где после прочтения текста дети должны будут разместить полученную информацию.

Схема 2.

Суть этих вопросов, которые должны быть ясны детям без какого-либо дополнительного проговаривания:

Кто герой этого текста?

Есть или нет в тексте портретное описание этого героя?

После первого чтения происходит заполнение в схеме мест, на которые указывает знак "?". Это может быть коллективная работа в виде фронтального опроса.

Постепенно общими усилиями схема приобретает новый вид. В схеме портретное описание занимает причитающееся ему место: все портретные слова записываются по принципу "сверху в низ", а не в том порядке, в каком они встречаются в тексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Состояние использования игр на занятиях математики
Для применения игр характерна всеобщая конструкция учебного процесса, включающая четыре этапа: 1)Ориентация: педагог представляет тему, дает отзыв игры, всеобщий обозрение ее движения и правил. 2)Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, разделение ролей, подготовка к их осуществлению, сн ...

Методические рекомендации по изучению элементов теории множеств в начальном курсе математике
Знакомство с множествами и операциями над ними имеет важное значение для дальнейшего изучения многих вопросов школьной программы по математике и вместе с тем способствует интенсивному развитию мыслительных операций и речи учащихся: дети постоянно должны сравнивать объекты, выявлять в них сходства и ...

Возможности компьютерной сети
Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru