Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 6

Такое замещение учительских наводящих вопросов "опустевшей" схемой из алгоритма эффективного чтения ценно тем, что в процессе работы над изложением высвобождается творческая энергия ученика. Не чувствуя пошагового учительского диктата при написании изложения, ребенок становится единственным и полновластным хозяином речевой ситуации, в которой ему предлагается рассказать новую увлекательную историю о дятле, используя только что полученную из авторского текста информацию.

Результаты его творчества будут тем ценнее, полезнее и удивительнее, что, отпущенный в "вольное плавание" по своему тексту, ученик будет чувствовать ответственность за результат своей работы - его текст получится таким, каким он сам его создал без всякой опоры на учительскую подсказку. Это имеет громадное воспитательное значение и является мощным организующим и мобилизующим началом в таком важном и, конечно, нелегком для ученика начальной школы деле, как написание изложения по всего лишь два раза прочитанному тексту.

При таком подходе школьник уже не просто пересказывает чужой текст, а как бы "выращивает" его из себя. И это самым положительным образом сказывается на качестве написанного ребенком изложения, на его отношении к делу.

В оставленном для опоры каркасе схемы учитель может сохранить указание на наличие в тексте "метафорных слов" и "эмоциональных слов", чтобы дети не забыли использовать их и в своем тексте.

Эти "маячки", горящие на схеме, будут способствовать тому, чтобы ребенок помнил о приемах, использованных автором, и стремился обогатить свой практический речевой опыт "открытиями", только что замеченными в прочитанном тексте.

Заинтересованность учеников в анализе художественного произведения, весь ход работы на уроке во многом зависят от его восприятия. Исходя из того, что самый сильный вид памяти - эмоциональный, многие педагоги используют при обучении творческому пересказу наглядные методы и методы драматизации, которые позволяют перевести содержание текста в образный план. Так, например, в обучении довольно часто применяются компьютерные презентации и интерактивные мультфильмы, позволяющие ребенку не просто механически заучивать текст, а развивать свои творческие способности.

Как следует из многочисленных источников, своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются эмоции детей. Живость эмоций повышает внимание детей, вследствие чего, активизируются все процессы речи. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного при просмотре презентаций и интерактивных мультфильмов обостряют восприятие, усиливают запоминание материла, влияет на выразительность детской речи. Благодаря компьютеру дети получают возможность не просто услышать различные истории, сказки, но и самим принять участие в них.

Интерактивные мультфильмы отвечают всем требованиям к текстам для пересказа:

Доступны по содержанию.

Обладают четкой композицией с хорошо выраженной последовательностью действий.

Присутствуют знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера.

Язык произведений характеризуется доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами, отсутствием сложных грамматических форм.

Наличие богатых, точных определений, сравнений, свежесть, выразительность.

Наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Использование интерактивных мультфильмов позволяет посмотреть, послушать сказку, а потом пересказать и поиграть с персонажами.

Драматизация - это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Именно драматизация является одним из учебных приёмов, которые способствуют обучению пересказу.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Всего часов I уровень II уровень III уровень Общая трудоемкость дисциплины 70 –120 120 – 180 180 –330 Аудиторные занятия 35 – 60 60 – 90 90 – 165 Лекции 20 – 30 30 – 45 45 – 85 Практические занятия (ПЗ) 0 – 15 15 – 20 15 – 35 Семинары (С) Нет Нет Нет Лабораторные работы (ЛР) 15 – ...

Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...

Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с больш ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru