Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 2

"Мнемоника - совокупность правил и приёмов, помогающих запоминать нужные сведения".С.И. Ожегов "Толковый словарь русского языка".

Общие правила выделения мнемонических опор:

Текст предварительно не разбивается на части.

Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.

Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.

Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь - "ручеёк".

Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.

Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит выделено не основное, и нужно вернуться этому месту в тексте.

Мнемонические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развёрнутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Через 3-4 занятия оба вопроса: "О чём (или о ком) говорится?" и "Что про это говорится?" сливаются в один, и пропадает потребность задавать их вслух.

Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ про основное, но могут являться планом текста. Требования к пунктам плана: в них должны быть выражены главные мысли, они должны быть связаны между собой по смыслу и чётко выражены. Чёткая формулировка плана в рамках данной методики предполагает предложение, где есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения.

После того, как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и пересказать вслух всё, что запомнили, опираясь на план. Затем прочитать ещё раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и ещё раз пересказать вслух.

Почему воспроизводить следует вслух, сложный материал особенно? Во-первых, во внешней речи включается в действие речедвигательная память. Во-вторых, когда говоришь вслух, слышишь себя как бы со стороны, а не "внутри", и лучше осознаётся, что плохо запомнилось, т.е. лучше себя контролируешь. После работы с текстом по схеме выделения мнемонических опор (главных мыслей), оказывается, что запомнились не только главные мысли, но и другой материал. Сработало непроизвольное запоминание. Хорошо запоминается то, что заставило проявить собственную активность.

Если подобную работу проводить в системе, то через некоторое время подготовка пересказа не будет составлять для учащихся трудности, как на уроке, так и во время подготовки домашнего задания.

Опыт составления краткого пересказа изложен в статье педагога З.Д. Кочаровской . В своей работе она использовала два способа сокращении текста. Первый способ - это сокращение рассказа приемом его логической переработки. Он состоит в том, что в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании, на основе чего и составляется сжатый текст.

Второй способ - это составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема "малого" текста. Для этого каждый пункт плана, составленного предварительно, поясняется двумя-тремя предложениями. Здесь используются результаты предыдущей работы над текстом. Одно умение (составление плана) служит основой для другого (краткий пересказ). Дети осознают пользу плана и связь этих умений. Такой путь ценен тем, что дает детям возможность наглядно пользоваться планом.

Отработка отдельных действий краткого пересказа начинается в I классе. Для этого используются упражнения по различению существенного и второстепенного в содержании прочитанного; детям предлагается ответить на вопросы: почему этот рассказ так назван? Кто скажет короче и понятнее? На уроке проводится коллективная работа над содержанием прочитанного, в результате чего выясняется, что является существенным, а что - второстепенным.

Во II классе работа продолжается. Дети учатся заменять диалог, имеющийся в тексте, устным изложением его содержания. Так, при работе над текстом рассказа Д. Мамина-Сибиряка "Река стала" учитель предлагает детям объединить все высказывания мальчиков о льде и кратко передать их содержание, повлиявшее на безрассудный поступок ребятишек. Ответ может быть таким: "Мальчики решили, что если лед держит кирпичи, то по нему можно кататься, особенно посредине реки".

Во втором полугодии II класса, когда умения работы над текстом находятся на начальной ступени становления, осуществляется переход от коллективных форм работы над текстом под руководством учителя к индивидуально-самостоятельным. Вводятся инструкции (порядок работы), помогающие детям осознать процесс деятельности при подготовке краткого пересказа. Они вводятся после инструкций, определяющих порядок работы при самостоятельной подготовке ответов на вопросы по прочитанному, при составлении плана и подробном пересказе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по педагогике:

Типовые различия в характеристиках компонентов математических способностей
Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...

Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Вопросы речевой культуры в социальной среде
Культура речи, как особая научная дисциплин, начала складываться в 20-ые годы 20 века благодаря работам В. И. Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура. Изменение социального порядка после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В публичном общении стали принимать участие широкие слои населен ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru