Планируя вместе с детьми путь работы, учитель помогает им "увидеть" необходимые действия в их рациональной последовательности. Варианты инструкций различны, что отвечает постепенному усложнению задания и разным путям работы по сжатию текста.
Одна из уникальных методик обучения краткому пересказу, успешно используемая в начальных классах, - самарский вариант технологии.
В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу была положена закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений.
Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:
1) чтение отрывка текста длительностью 1-2 минуты;
2) осознание и осмысление прочитанного (ответы на 2-3 вопроса учителя);
3) запись на доске 5-7 ключевых слов;
4) образцовый пересказ и прослушивание его классом;
5) жужжащий пересказ в парах;
6) пересказ текста слабым учеником.
Весь цикл упражнений требует 10-12 минут и проводится ежедневно.
Опыт обучения продуктивному (творческому) пересказу изложен в работе кандидата педагогических наук Л.Ф. Ни. Она определяет два направления в работе по обучению младших школьников продуктивному пересказу:
1. работа, направленная на формирование умений строить модель изложения;
2. работа, направленная на формирование умений наполнять модель содержанием.
В качестве умений, связанных с построением модели изложения и наполнением ее содержанием, выделяются следующие:
умение устанавливать смысловые связи между абзацами;
умение устанавливать связи между предложениями (на уровне абзаца);
умение использовать в пересказах синтаксические конструкции на основе понимания их выбора автором;
умение создавать свои синтаксические конструкции (на основе подражания авторским);
умение выделять в сложном предложении смысловые части с целью восприятия и понимания содержания всего предложения;
умение определять роль лексического значения в предложении;
умение выбирать и использовать слова в пересказах в соответствии с семантической заданностью предложения;
умение определять выбор автором того или иного языкового средства;
умение использовать в пересказе "свои" языковые средства с целью передачи своего отношения к прочитанному.
Формирование данных умений осуществляется поэтапно. Так, в период обучения грамоте в центре внимания находится работа над сюжетными картинками, выбор которых в качестве опорного языкового материала обусловлен тем, что они имеют примерно то же структурное оформление, что и текст произведения. С другой стороны, сюжетная картинка как предметно-наглядная данность позволяет видеть и понимать структурные компоненты текста и устанавливать семантические связи между предметами (как опорными словами). Поэтому сюжетная картинка выступает как своеобразная модель текста. И наконец, при анализе ее содержания школьники наблюдают и учатся наполнять модель содержанием.
Схему обучения продуктивному пересказу в период обучения грамоте можно представить через дидактические задачи каждой ступени:
1-я ступень - безбуквенная.
Материалом для работы является сюжетная картинка.
Дидактическая задача: учить школьников в логической последовательности отвечать на вопросы продуктивного характера с целью развития внимания к деталям "текста", установления семантических связей между предметами (как опорными словами) на сюжетной картинке.
2-я ступень - буквенная.
Материалом для работы являются "подвижная" картинка и небольшой текст.
Дидактические задачи:
Закрепление задач первой ступени: продолжать развивать внимание у детей к деталям "текста" (сюжетной картинке), продолжать формировать умения по работе над сюжетной картинкой с целью понимания структурных компонентов модели.
Учить строить связное высказывание на основе выбранных выражений, адекватных авторским (работа по тексту).
Учить строить схемы с опорными словами, помогающими воспроизведению.
3-я ступень - авторские страницы.
Материалом для работы являются рассказы, сказки.
Дидактические задачи:
Учить понимать абзацы, смысловые части произведения.
Учить в каждом абзаце и смысловой части выделять опорные части и переводин, их в пиктограммы.
С опорой на пиктограммы учить строить схемы.
Опираясь на схему, пересказывать.
Информация по педагогике:
Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...
Использование живописи в педагогическом процессе
Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эф ...
Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и
педагогами. Психолого-педагогические особенности
Основная теоретическая посылка состоит в научном обосновании роли и места трудовой деятельности в умственном развитии аномального ребенка, которое, прежде всего, связано с именем Л.С. Выготского. Рассматриваются различные аспекты обозначенной Л.С. Выготским проблемы, ставшими основой педагогической ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.