Педагогические традиции в обучении пересказу

Страница 7

Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:

1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;

2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.

Итак, мы рассмотрели опыт обучения пересказу в начальной школе. В обучении младших школьников пересказу используется целый ряд приемов и методов, как традиционных, используемых в основном при составлении репродуктивного пересказа, так и нетрадиционных, применяемых в работе над продуктивным пересказом.

В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.

Одним из речевых жанров, позволяющих формировать связную речь младшего школьника, является пересказ. Под пересказом понимается устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения. Пересказ является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя.

С одной стороны, пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний. С другой, пересказ - эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления. Этим и объясняется большое внимание со стороны методистов, педагогов, психологов и лингвистов к проблеме обучения детей пересказу.

Существует устные и письменные жанры пересказа, а также пять видов пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

При обучении младших школьников пересказу используется целый ряд традиционных и нетрадиционных приемов и методов. По нашему мнению, наиболее эффективными являются методы и приемы, содержащие в себе какую-либо наглядность и эмоциональность, так как учащимся младших классов присущи возрастные недостатки восприятия: они хуже понимают произведения лишенные какой-либо эмоциональной окраски.

Поэтому, знакомя их с произведением, необходимо опираться на их повышенную эмоциональность и создать эмоциональную атмосферу для первичного знакомства с произведением, которая является условием для наиболее адекватного восприятия.

Наиболее отвечают этим требованиям приемы драматизации, составления пересказа по картинкам, использование схем произведения при его анализе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация по педагогике:

Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...

Школа и общество
Творчество Дьюи пронизано идеей развития и укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим — «научить ребенка жить в общежитии, ...

Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления
Возрастно-нормативные модели развития: средне-статистические социально-культурные индивидуально-личностные «Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru