Методика обучения младших школьников пересказу

Страница 2

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море.

(100 слов)

Детям предлагается прослушать текст и сказать, сколько и каких героев действует в этом рассказе:

В тексте происходит много разных событий и героев несколько. Каждый из них играет в происходящем какую-то роль. Про скольких героев говорится в рассказе? На скольких героев, как на фундамент, опирается сюжет рассказа? Кто из героев главный, на ком "держится" весь рассказ, а кто из действующих лиц только "помогает" происходящему?

(Учитель предъявляет детям "строительную" схему фундамента рассказа, являющуюся одновременно и отображением "расстановки сил" действующих персонажей.)

Совместно дети решают, что фундамент текста держится на одном главном камне и нескольких вспомогательных:

Совместно дети решают, что фундамент текста держится на одном главном камне и нескольких вспомогательных:

Можно рассмотреть и другие варианты, например:

Авторы второго варианта могут объяснить правильность своей версии тем, что маленькие пингвины в рассказе тоже есть, потому что главный герой - пингвиненок - всего лишь один из них и отличается от них тем, что первый прыгнул в воду, когда другие не решались этого сделать. Значит, другие маленькие пингвины тоже важны для действия рассказа. Если бы их не было, то не было бы ясно, что пингвиненок какой-то особенный.

Защитники первого варианта настаивают на том, чтобы "оставить" в опорном фундаменте текста кирпичики взрослых пингвинов. Взрослые пингвины в рассказе тоже есть и про них нельзя забывать, потому что с их игры - купания в море - и начинается весь текст. Пингвиненок смотрел на взрослых, и ему тоже хотелось нырять. Не было бы у него перед глазами этого примера - и рассказ бы не получился.

Учитель резюмирует: взрослые пингвины нужны для того, чтобы началось действие. Пингвиненок смотрел на них, и ему хотелось купаться, как они. А маленькие пингвины нужны, потому что именно наличие в рассказе других пингвинят помогает нам понять, чем же наш пингвиненок отличался от других.

Коллективный вывод: надо оставить в фундаменте текста кирпичики взрослых пингвинов и маленьких, а в пересказе не забыть и обязательно рассказать про тех и других, помня о том, что главный герой - все-таки пингвиненок.

Возникает конечная схема фундамента, на которую будет опираться вся работа по строительству текста изложения:

Возможно, или в ходе обсуждения, или после может возникнуть еще один вопрос (он очень важен, и учитель может сам заострить внимание детей на этом моменте):

Обязательно ли наличие автора как героя? Ведь сам он в рассказе ничего не делает, значит, повествование от него не зависит и незачем, наверное, делать его героем текста, пусть и не самым главным?

Варианты ответов детей:

Автор на самом деле ничего не делает и не надо о нем упоминать. У него даже имени нет, чтобы как-то сказать, что и он тоже присутствует в этой истории.

Автор важен, хотя сам ничего и не делает. Он своими глазами видел всю историю, когда спускался к морю, и потом рассказал ее. Не было бы автора, некому было бы рассказать даже о самом главном герое - пингвиненке.

Автор важен, потому что увидеть, что случилось у моря, мог любой, а вот рассказать так интересно - только этот наблюдательный человек. Благодаря нему, мы даже знаем, как выглядел пингвиненок. Поэтому нельзя сказать, что автор ничего не делает, он делает главное - Он смотрит, запоминает и рассказывает.

Учитель резюмирует: мы действительно воспринимаем все происходящее глазами автора. Он замечает для нас важные детали и интересные подробности, придумывает сравнения, чтобы мы могли легче представить себе все происходящее, использует оценочные слова, чтобы выразить свое отношение к пингвиненку.

Коллективный вывод: автор - тоже действующее лицо и важный герой рассказа. У него нет имени, потому что он рассказывает про то, что когда-то в прошлом видел своими глазами, и говорит про себя "я".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Моделирование и исследование электрических цепей и устройств с установкой параметров реальных устройств, используемых в лабораторном практикуме, а также с установкой параметров, приводящих к аварийным режимам, недопустимым в реальном эксперименте. Рекомендуется проводить в компьютерном классе. Прак ...

Диагностика исходного уровня развития связной речи в ходе устного пересказа
Целью экспериментального исследования являлась разработка и апробация методики обучения пересказу как средства развития устной речи детей младшего школьного возраста. База исследования: прогимназия № 62 г. Новокузнецка, 2 "А" и "Б" классы. В каждом классе диагностировано по 12 д ...

Основные направления деятельности
Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем ж ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru