Методика обучения младших школьников пересказу

Страница 2

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море.

(100 слов)

Детям предлагается прослушать текст и сказать, сколько и каких героев действует в этом рассказе:

В тексте происходит много разных событий и героев несколько. Каждый из них играет в происходящем какую-то роль. Про скольких героев говорится в рассказе? На скольких героев, как на фундамент, опирается сюжет рассказа? Кто из героев главный, на ком "держится" весь рассказ, а кто из действующих лиц только "помогает" происходящему?

(Учитель предъявляет детям "строительную" схему фундамента рассказа, являющуюся одновременно и отображением "расстановки сил" действующих персонажей.)

Совместно дети решают, что фундамент текста держится на одном главном камне и нескольких вспомогательных:

Совместно дети решают, что фундамент текста держится на одном главном камне и нескольких вспомогательных:

Можно рассмотреть и другие варианты, например:

Авторы второго варианта могут объяснить правильность своей версии тем, что маленькие пингвины в рассказе тоже есть, потому что главный герой - пингвиненок - всего лишь один из них и отличается от них тем, что первый прыгнул в воду, когда другие не решались этого сделать. Значит, другие маленькие пингвины тоже важны для действия рассказа. Если бы их не было, то не было бы ясно, что пингвиненок какой-то особенный.

Защитники первого варианта настаивают на том, чтобы "оставить" в опорном фундаменте текста кирпичики взрослых пингвинов. Взрослые пингвины в рассказе тоже есть и про них нельзя забывать, потому что с их игры - купания в море - и начинается весь текст. Пингвиненок смотрел на взрослых, и ему тоже хотелось нырять. Не было бы у него перед глазами этого примера - и рассказ бы не получился.

Учитель резюмирует: взрослые пингвины нужны для того, чтобы началось действие. Пингвиненок смотрел на них, и ему хотелось купаться, как они. А маленькие пингвины нужны, потому что именно наличие в рассказе других пингвинят помогает нам понять, чем же наш пингвиненок отличался от других.

Коллективный вывод: надо оставить в фундаменте текста кирпичики взрослых пингвинов и маленьких, а в пересказе не забыть и обязательно рассказать про тех и других, помня о том, что главный герой - все-таки пингвиненок.

Возникает конечная схема фундамента, на которую будет опираться вся работа по строительству текста изложения:

Возможно, или в ходе обсуждения, или после может возникнуть еще один вопрос (он очень важен, и учитель может сам заострить внимание детей на этом моменте):

Обязательно ли наличие автора как героя? Ведь сам он в рассказе ничего не делает, значит, повествование от него не зависит и незачем, наверное, делать его героем текста, пусть и не самым главным?

Варианты ответов детей:

Автор на самом деле ничего не делает и не надо о нем упоминать. У него даже имени нет, чтобы как-то сказать, что и он тоже присутствует в этой истории.

Автор важен, хотя сам ничего и не делает. Он своими глазами видел всю историю, когда спускался к морю, и потом рассказал ее. Не было бы автора, некому было бы рассказать даже о самом главном герое - пингвиненке.

Автор важен, потому что увидеть, что случилось у моря, мог любой, а вот рассказать так интересно - только этот наблюдательный человек. Благодаря нему, мы даже знаем, как выглядел пингвиненок. Поэтому нельзя сказать, что автор ничего не делает, он делает главное - Он смотрит, запоминает и рассказывает.

Учитель резюмирует: мы действительно воспринимаем все происходящее глазами автора. Он замечает для нас важные детали и интересные подробности, придумывает сравнения, чтобы мы могли легче представить себе все происходящее, использует оценочные слова, чтобы выразить свое отношение к пингвиненку.

Коллективный вывод: автор - тоже действующее лицо и важный герой рассказа. У него нет имени, потому что он рассказывает про то, что когда-то в прошлом видел своими глазами, и говорит про себя "я".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...

Цели дистанционного обучения
Авторы статей выделяют следующие цели дистанционного обучения: 1. профессиональная подготовка и переподго­товка кадров; 2. повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям; 3. подготовка школьников по отдельным учеб­ным предметам к сдаче экзаменов экстерном; 4. подготовка ...

Программированное обучение
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера, других технических средств) ученику и получения обратн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru