Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море.
(100 слов)
Детям предлагается прослушать текст и сказать, сколько и каких героев действует в этом рассказе:
В тексте происходит много разных событий и героев несколько. Каждый из них играет в происходящем какую-то роль. Про скольких героев говорится в рассказе? На скольких героев, как на фундамент, опирается сюжет рассказа? Кто из героев главный, на ком "держится" весь рассказ, а кто из действующих лиц только "помогает" происходящему?
(Учитель предъявляет детям "строительную" схему фундамента рассказа, являющуюся одновременно и отображением "расстановки сил" действующих персонажей.)
Совместно дети решают, что фундамент текста держится на одном главном камне и нескольких вспомогательных:
Совместно дети решают, что фундамент текста держится на одном главном камне и нескольких вспомогательных:
Можно рассмотреть и другие варианты, например:
Авторы второго варианта могут объяснить правильность своей версии тем, что маленькие пингвины в рассказе тоже есть, потому что главный герой - пингвиненок - всего лишь один из них и отличается от них тем, что первый прыгнул в воду, когда другие не решались этого сделать. Значит, другие маленькие пингвины тоже важны для действия рассказа. Если бы их не было, то не было бы ясно, что пингвиненок какой-то особенный.
Защитники первого варианта настаивают на том, чтобы "оставить" в опорном фундаменте текста кирпичики взрослых пингвинов. Взрослые пингвины в рассказе тоже есть и про них нельзя забывать, потому что с их игры - купания в море - и начинается весь текст. Пингвиненок смотрел на взрослых, и ему тоже хотелось нырять. Не было бы у него перед глазами этого примера - и рассказ бы не получился.
Учитель резюмирует: взрослые пингвины нужны для того, чтобы началось действие. Пингвиненок смотрел на них, и ему хотелось купаться, как они. А маленькие пингвины нужны, потому что именно наличие в рассказе других пингвинят помогает нам понять, чем же наш пингвиненок отличался от других.
Коллективный вывод: надо оставить в фундаменте текста кирпичики взрослых пингвинов и маленьких, а в пересказе не забыть и обязательно рассказать про тех и других, помня о том, что главный герой - все-таки пингвиненок.
Возникает конечная схема фундамента, на которую будет опираться вся работа по строительству текста изложения:
Возможно, или в ходе обсуждения, или после может возникнуть еще один вопрос (он очень важен, и учитель может сам заострить внимание детей на этом моменте):
Обязательно ли наличие автора как героя? Ведь сам он в рассказе ничего не делает, значит, повествование от него не зависит и незачем, наверное, делать его героем текста, пусть и не самым главным?
Варианты ответов детей:
Автор на самом деле ничего не делает и не надо о нем упоминать. У него даже имени нет, чтобы как-то сказать, что и он тоже присутствует в этой истории.
Автор важен, хотя сам ничего и не делает. Он своими глазами видел всю историю, когда спускался к морю, и потом рассказал ее. Не было бы автора, некому было бы рассказать даже о самом главном герое - пингвиненке.
Автор важен, потому что увидеть, что случилось у моря, мог любой, а вот рассказать так интересно - только этот наблюдательный человек. Благодаря нему, мы даже знаем, как выглядел пингвиненок. Поэтому нельзя сказать, что автор ничего не делает, он делает главное - Он смотрит, запоминает и рассказывает.
Учитель резюмирует: мы действительно воспринимаем все происходящее глазами автора. Он замечает для нас важные детали и интересные подробности, придумывает сравнения, чтобы мы могли легче представить себе все происходящее, использует оценочные слова, чтобы выразить свое отношение к пингвиненку.
Коллективный вывод: автор - тоже действующее лицо и важный герой рассказа. У него нет имени, потому что он рассказывает про то, что когда-то в прошлом видел своими глазами, и говорит про себя "я".
Информация по педагогике:
Психолого-педагогические основы применения современных информационных
технологий в экологическом образовании
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспита ...
Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая
проблема
Познавательная активность и деятельность в учебно – познавательном процессе являются источником формирования познавательной способности школьников. Познавательная способность возникает на почву познания и в этом процессе выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желание углубить и уточни ...
Сущность понятия «развивающая среда»
И.Я. Берковский, И.О. Лосский, Д.С. Меретковский, Платон, З.Фрейд и другие рассматривали ребенка как уменьшенную копию взрослого, через которого раскрывается генезис культуры «этимология жизни». Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель должен осуществля ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.