Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 10

Затем загадки, шутки, скороговорки разучиваются с ребятами, устраиваются конкурсы на лучшее исполнение, вручаются шуточные призы.

Важно отметить также, что скороговорку можно пропеть, получится забавная песенка, да и слова запомнятся лучше. Предложить детям придумать свои мелодии на слова загадок, скороговорок.

В заключении ребята могут исполнить знакомые им народные танцы, песни, инсценировать их. Ведь русская народная песня обладает огромной художеcтвенно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами. А интересное содержание народных песен, потешек, прибауток, обилие гласных и простой ритмический рисунок делают их незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

При подготовке и проведении занятия рекомендуем использовать сборник: Гармошечка-говорушечка. М., Музыка, вып. 5, 1987.

Перечисленные занятия относятся к блоку «Святки» и знакомят детей с новогодне-рождественским циклом, получившим название Святок; Святых вечеров. Основные атрибуты празднования – ряжение и колядование.

На первом занятии – «Сею-вею, посеваю» – педагог сообщает детям, что в старину новогодние праздники длились 2 недели, которые назывались святками. Святки начинались Рождеством Христовым и заканчивались Крещением, так день встречи Нового года находился как раз посредине: первая неделя святок как бы завершала уходящий год, а вторая – открывала новый, наступающий. Детям объясняется смысл всех святочных действий – это попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год.

Важно отметить также, что праздник Святки связан с поворотом солнца на весну, с удлинением светового дня. «Хоть на воробьин нос, а прибавился день», – говорили крестьяне. По представлению древних восточных славян, в это время возрождается солнце. Человек стремился помочь солнцу сдвинуться с места, проснуться и начать путь по небосводу.

Здесь уместно рассказать детям об одном из основных новогодних ритуалов – посевании. В канун зимнего солнцеповорота, вечернюю тишину улиц нарушали песни, смех, шутки. От дома к дому ходили группы ребятишек, парней, девушек. У каждого дома они пели специальные приветственные песни – колядки, овсени, в которых величали хозяев дома, желали в новом году хорошего урожая, здоровья. Поэтому колядовщиков везде с радостью встречали и старались щедро угостить. Если же хозяева оказывались скупы, то могли услышать в свой адрес недобрые пожелания.

После этого можно разучить с детьми колядки «Овсень, овсень», «Коляда-моляда», «Тетенька добренька», «Сею-вею, посеваю» и др.

Желательно отметить, что колядовали и на Новый год, и накануне Крещения. Так первый день Нового года нередко включал в себя утренний приход в дома детей-"сеятелей". Они ходили с корзинками или торбочками, наполненными зерном. Придя в дом, они обсыпали зерном углы дома и хозяев, приговаривая: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! ». Детей-засевальщиков всегда благодарили, одаривали сладостями, орехами, для них выпекали обрядовое фигурно печенье в форме домашних животных: «коровки», «козульки» и пр., чтобы скот хорошо плодился.

Следует объяснить детям, что само слово «коляда» (древнее «колада») означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешок-угощение, колядовщики ели совместно вкругу, а «мехоноска» – человек, который нес мешок или корзину для сбора продуктов.

Затем педагог сообщает, что в старину при колядовании обычно надевали маски, изображающие разных животных – медведя, козла, журавля, колядовщики разыгрывали сценки, пели, играли, плясали. Ребята разучивают обрядовую песенку «Где коза ходит, там жито родит .», разыгрывают сценки «Конь» или «Коза». Можно провести русские народные подвижные игры «Жмурки», «Пятнашки» или предложить детям поплясать.

В детском саду в ходе новогодних торжеств дети 6-7 лет, заранее подготовленные, могут ходить колядовать в младшие группы.

Следующее занятие – «Рождественский праздник» – познакомит детей с религиозным праздником Рождества Христова. Педагог объясняет, что религиозные праздники вплетались в народные и придавали им возвышенность и святость. На Руси праздник начинали дети до семи лет, так как они считались безгрешными и только их пожелания могли исполниться. Праздник рождения солнца, рождения Нового года, рождения младенца Христа. Все это связано с рождением новой жизни, с детьми как утро человеческой жизни.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Информация по педагогике:

Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии школьников
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образова ...

Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с больш ...

Описание констатирующего этапа экспериментальной работы
Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МКОУ «Новолисинская школа – интернат» Тосненского района Ленинградской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru