Можно предложить мальчикам и девочкам поплясать поочередно под русскую народную мелодию. Педагог отмечает, что переплясы – своеобразные соревнования, веселые, увлекательные, эмоциональные, развивающие память, внимание, инициативу и фантазию детей. Победителем становится тот, кто исполнит больше плясовых движений, не повторяя действий товарищей. Для переплясов хорошо использовать все плясовые мелодии («Полянка», «Канава», «Я на горку шла», «По улице мостовой» и др.). В них могут показывать свои умения как отдельные дети, так и пары, подгруппы девочек и мальчиков.
С целью активизации творчества детей желательно вводить творческие задания, побуждающие ребят к составлению композиции танца, к внесению нового танцевального рисунка, элементов выхода и перестроения. Коллектив детей может выполнять роль «корректора», направляющего как поведение, так и качество действий его членов. Это несомненно окажет положительное влияние, на личность и продуктивность ребенка, создаст общую эмоциональную атмосферу, в которой легче и естественнее будет протекать творческая деятельность ребенка.
Задача трех занятий, объединенных в блок «Честная масленица» –познакомить детей с одним из самых любимых праздников русского народа, с русскими народными играми, шутками, песнями; продолжать знакомить с народным календарем; развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры. Конкретное содержание и форма занятий определяются педагогом.
Занятие «Встреча масленицы» можно начать рассказом педагога об очень древнем русском празднике – масленице. Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет свое название: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий четверг, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощеный день. Педагог отмечает, что масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, веселой. Величали ее и боярыней-масленицей, госпожой масленицей. Наши предки разговаривали с ней как с живым существом, говорили ей такие слова: «Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Масленице пели и песни.
После этого желательно разучить масленичные песни: «Едет масленица», «Широкая масленица», «Маслена, маслена» и др. Эффективным в данном случае является «зеркальный» прием – «Пойте, как я!», способствующий не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию, звуковедению и даже эмоционально-выразительному исполнению. Обязательно разучивать песню по фразам с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого петь уже с начала до конца.
Важно отметить также, что в эти дни угощали друг друга вкусными блинами. Блин – это символ солнца (такой же круглый), а солнце – символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти). О блинах сложено много поговорок: Без блинов не масленица, без пирогов не именины. Блин добро не один. Блин брюха не портит. На блины принято было звать гостей, самим ходить в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Дети разучивают русскую народную песню «Блины» в обр. А. Абрамского.
Педагог может сообщить детям, что на Масленицу молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила, кататься с гор, ездить на санях, кататься на тройках наперегонки, строить снежные крепостии городки. Рассмотреть с детьми картину В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, веселыми песнями, озорными частушками. Музыкальный руководитель исполняет частушки, привлекает к этому воспитателя, детей.
В заключении педагог обращает внимание детей на то, что нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться. Можно зачитать несколько дразнилок, потом выбрать наиболее понравившиеся детям. Предложить поиграть, заранее разделившись на перекликающиеся пары.
Информация по педагогике:
Культурно-досуговые учреждения и их возможности в творческом развитии
школьников
С 1992 года в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образованию детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образова ...
Педагогические условия использования игрового занимательного материала на занятиях
математики в начальной школе
Перед тем, как подбирать задания и всевозможные игры для применения на занятиях, мы выявили, какие умения лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10: последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 нумерация толк числа отношения «огромнее», «поменьше» состав числа Все эти умения нужны для созн ...
Внедрение кредитной системы
Из 1998 по 2004 год в рамках Болонского процесса состоялось много разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций на которых было сформулировано шесть ключевых принципов этого процесса: 1. Введение двоциклового обучения. Фактически предлагается ввести два циклы учебы: 1-й – к получению первой ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.