Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 11

В первой части занятия педагог может рассказать детям о том, что Рождеству предшествовал Сочельник, когда в русской печке пеклись сочни (тонкие пресные лепешки-коржи с конопляными семечками внутри). В этот день не разрешалось есть до первой звездочки на вечернем небе. Вечернюю звезду ждали с нетерпением. К вечеру бегали во двор, на улицу или выглядывали в окно, чтобы не пропустить появления ожидаемой звездочки.

После этого следует обратиться к тексту библейского предания о рождении Христа. Повествование желательно сопровождать показом слайдов шедевров мировой живописи: «Поклонение волхвов» П. Веронезе, «Мария с младенцем Иисусом» Э. Мурильо, «Исцеление слепого» Л. Карраччи, «Поругание Христа» А. ван Дейка, «Свершилось» М. Буонарроти и др.

При подготовке к проведению занятия можно, в частности воспользоваться книгой: Детская библия в рассказах для детей. Свящ. П. Воздвиженского. Книга богато иллюстрирована и может служить источником не только фактических данных, но и наглядного материала.

Затем дети слушают легенду о том, почему в рождество принято наряжать елку. Когда родился Иисус Христос в небе загорелась звездочка. Она возвестила о рождении сына Божьего, святого человека. Мать Мария положила Христа на сено и все пришли к нему поклониться. Все живые существа, деревья и кустарники отправились к нему с подарками. Лишь елочке нечего было ему подарить, она встала в сторонке и загрустила. Тогда звездочка коснулась ее макушки, и сотни маленьких огоньков осветили ее снизу доверху. Венценосный младенец улыбнулся, и все вокруг осветилось лучезарным сиянием. В этот момент зажигается наша рождественская елка в зале и начинается карнавал.

Педагог напоминает ребятам о древних обычаях рядиться в карнавальные костюмы, маски, чтобы быть неузнанными, предлагает выбрать костюмы по своему желанию. Вместе с воспитателем дети колядуют. В руках у них восьмиконечная рождественская звезда, мешки, колокольчики, трещотки, ложки. Все принимают участие в обрядовом действе. Под веселую плясовую музыку дети, взявшись за руки, идут по залу змейкой за воспитателем. Останавливаются возле домиков, приплясывают, поют колядки, разученные на прошлом занятии, имитируют разбрасывание зерен. По желанию дети сочиняют свои колядки (по подобию народных), например: «Слава дому сему, слава саду моему! .» Можно разучить колядку «Христос Спаситель».

После колядования дети водят хороводы, играют в игры, читают стихи, поют песни – «В лесу родилась елочка», «Ах вы, сени, мои сени», «Ох ты, зимушка-зима» и др.

Очень коротко педагог может рассказать о том, что Рождество – пора гаданья. Это было самое время девушкам узнать свою судьбу. Гадали об урожае, о погоде, о личной судьбе.

Задача занятия «Крещение Господне» – познакомить детей с праздником, главным событием которого является освещение воды в проруби – иордани, традициями, такими понятиями, как «смотрины», «крещенский праздник». Рассказать о народных приметах, обогатить словарный запас детей.

В начале занятия имеет смысл вспомнить тему предыдущих занятий: дети могут рассказать о празднике Святки, легенду о рождении Христа, о колядовании, посевании, исполнить колядки.

Затем педагог может сообщить детям о том, как величают январь («крыша зимы», «шапка», «просинец»). Между тем январь – перелом зимы, перезимье. Недаром говорят: Новый год – к весне поворот. Январь – году начало; зиме середка. Месяц январь – зимы государь. Дети вместе с воспитателем вспоминают свои наблюдения на прогулке за воронами, синицами и т. д., знакомятся с народными традициями, приметами. В частности, если воробьи дружно утепляют свои укрытия – через несколько дней наступают сильные морозы. Вороны сидят на верхушке деревьев – к морозу; Дрова в печи горят с треском – к морозу. Все предвещает наступление крещенских морозов. Интересно, что по традиции накануне большого праздника крестьяне выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию. Они мелом чертили крестики на стенах и дверях – от нечистой силы. Считалось, что нечистая сила вся собиралась перед Крещением. Считали, что крещенский снег целителен. Старухи ходили к стогам сена и собирали с них снег. На нем хорошо белилась холстина, он полезен для умывания и в бане. Верили, что крещенский снег избавит людей от недугов, а «баня все исправит – красоты прибавит». Народ ходил в полночь на Крещение за водой на реку. В эту пору «вода в ней колышется». Ее считали целительной.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Информация по педагогике:

Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках информатики с учётом возраста учащихся
Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходи ...

Современное состояние проблемы изучения элементов теории множеств в начальном курсе математики
Работа с учебником «Математика-3», производится по программе «Школа 2000…». На ранних стадиях обучения, опираясь на житейский опыт учащихся и конкретные примеры, вводятся понятия множества и величины (при этом множества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множество» на первых порах ...

Пример лабораторной работы по электротехнике
Лабораторная работа «Исследование структурной схемы автоматического контроля, управления и регулирования» I. Цель работы: Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения в схемах управления. II. Общие положения. Сущность и значение электрических измерений. Системы приборов. Расшиф ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru