Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 12

После этого педагог рассказывает о самом празднике – Крещении Господнем. В этот день, по преданию, на реке Иордань крестили Иисуса Христа. Главное событие дня – водосвятие (освещение воды в проруби – иордани). Торжественный крестный ход, молебствие. Народ верил: прорубь и место вокруг ее обладают чудесной силой. Славой венчали удальцов, кто купался в проруби. На Крещение устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около иордани, а парни выглядывали себе невест.

Разумеется, педагог может познакомить детей с разнообразными гаданиями, ведь Крещенский сочельник (18 января) – главный вечер святочных девичьих гаданий. Желательно рассмотреть иллюстрации на эту тему, послушать стихи А. С. Пушкина.

В заключении можно предложить ребятам послушать специальные гадальные (подблюдные) песни с характерным названием. Подблюдными они назывались потому, что во время гаданий неотъемлемым атрибутом было блюдо. Гадания с использованием подблюдных песен имели характер предсказаний, в которые глубоко верили. Поэтому песни заканчивались устойчивым припевом: «Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется, Слава!»

На Крещение святочные веселья заканчивались. Между тем к весне сделан первый шаг! Не случайно в народе говорят: «Январь – весне дедушка».

Занятие «Святочные вечерки» нацелено на закрепление и обобщение знаний детей о праздниках новогодне-рождественского цикла, о зимних приметах, гаданиях, верованиях.

Педагог может начать занятие с вопросов: как в народе назвали месяц январь? Что вы знаете о Новом годе? Какие еще есть праздники в январе? Выслушав ответы детей, он обобщает и уточняет их.

Затем педагог сообщает, что наиболее популярной формой молодежного досуга на Святки были посиделки («игрища», «вечерки»). Молодежь собиралась по вечерам в какой-нибудь избе, водила хороводы, разыгрывала песенные сценки-инсценировки, сюда же приходили ряженые, смешили и пугали людей, на вечерках девушки гадали . Святочные вечерки играли немаловажную роль в семейной обрядности, ибо здесь зачастую и складывались будущие пары. Суть многочисленных святочных хороводов сводилась обычно к выбору невесты парнем, завершавшимся традиционным поцелуем: двое ходят, двое бродят, двое сойдутся, двое обоймутся, поцелуются . На святочных вечерках разыгрывались и сватовство, и женихание, и сами свадьбы, в которых парень «женился» на девушке.

Дети вместе с воспитателем заводят хоровод «Было у матушки 12 дочерей», играют в русскую народную игру «Княгини» да мы до вас пришли», вспоминают знакомые песни, танцы, частушки, пословицы, поговорки, импровизируют на народных музыкальных инструментах.

Важно отметить также, что на посиделках молодежь сочиняла сказки, предложить детям придумать свою сказку. Затем воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и в конце занятия присваивает звание «Лучший сказитель группы».

Задача занятия Русский перепляс – познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода, закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках, обогащать музыкальный словарь на основе усвоения специальных терминов из области пластического искусства.

Это знакомство может проходить в форме игры с элементами рассказа педагога, помогающего детям понять содержание, сюжет хоровода; настроение, характер движения. Например, хороводный шаг – гуляние по лугу, по поляне; топающий шаг – прогулка по первому снегу.

Важно, чтобы дети правильно, ритмично и красиво выполняли тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировали движением на смену частей или характера музыки.

На занятии разучиваются танцевальные элементы народных хороводов, плясок и кадрилей: «гармошечка», «козлик», «моталочка», «ковырялочка», «елочка», «разножка», а также отдельные построения: «шен», «шторки» и т. д. Эффективность выполнения того или иного движения достигается за счет понимания детьми характера движения. При этом очень важен выразительный и грамотный показ педагога. Он подводит детей к пониманию того, что «козлик», «ковырялочка», «разножка» выполняются весело, задорно, шутливо. Вся фигура танцора, мимика лица, движения рук и ног должны соответствовать данному характеру. А такие движения, как хороводный шаг, шаг с притопом, с припаданием – вписываются в хороводы напевного, протяжного, широкого танцевального характера. Поэтому их выполнение должно строиться на внутреннем сосредоточении, эмоционально-приподнятом настроении, характерном для русского традиционного танца.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация по педагогике:

Вопросы речевой культуры в социальной среде
Культура речи, как особая научная дисциплин, начала складываться в 20-ые годы 20 века благодаря работам В. И. Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура. Изменение социального порядка после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В публичном общении стали принимать участие широкие слои населен ...

Межнациональное общение как педагогический феномен
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...

Этиология и патогенез нарушений письменной речи
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии, письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез. В основе дисграфии могут лежать различные этиологические факторы: биологические причины. Недоразвитие и ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru