Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 15

На занятии «Русские матрешки» ребята определяют характерные особенности этой игрушки, отличительные признаки; узнают об особенностях ее изготовления, своеобразии композиции, характере росписи. Для усиления ее воздействия на эмоциональную сферу детей, понимания ее содержания следует организовать просмотр слайдов, иллюстрации. Сопровождать рассматривание чтением пословиц, поговорок, загадок, акцентируя при этом, что матрешка – это предмет культуры народа. Затем педагог предлагает девочкам нарядиться в костюм матрешки (сарафан, фартучек, платочек) и найти движения, соответствующие этому образу. Танец Матрешек строится на свободных импровизациях. Мальчики могут нарядиться в русский костюм и придумать свои плясовые движения под русскую народную мелодию «Вдоль да по речке». Кроме того, можно предложить детям «сочинить» песенки на заданный текст, подобрать музыкальные инструменты для импровизации в танце матрешек.

Наиболее эффективными приемами, активизирующими детей в их творческих проявлениях, могут быть следующие: привлечение к оценке движений солистов всех участников, выбор солистов по желанию, участие в роли «матрешки» самого воспитателя как один из вариантов «подсказки», помогающий включению в музыкально-творческий процесс новых представлений, причем не только музыкальных, но и зрительных, вербальных.

В свободной деятельности с детьми можно провести лепку на тему – «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» или аппликацию – «Укрась костюм матрешки».

Фактический и иллюстративный материал к занятию лучше всего искать в книгах: Шпикалова Т. Русская матрешка. Купцов И.И. Родина жар-птицы. М., Советская Россия, 1983.

Следующее занятие «Дымковские барышни» познакомит детей с дымковской игрушкой. Это знакомство может проходить в игровой форме с элементами театрализации.

В начале занятия воспитатель в костюме «Водоноски» (с коромыслом и ведрами) плавно движется по залу, исполняя русскую народную песню «Пошла млада за водой» и инсценируя ее. Затем рассказывает детям об искусстве изготовления глиняной игрушки, сопровождая показом фигурок коней, всадников, птиц, барынь, зверей, иллюстраций из книг. Показ каждой игрушки окрашивается стихотворным текстом о ней, пословицами, поговорками, потешками.

Педагог может рассказать детям о веселом народном празднике «свистунье», во время которого несколько дней были шумные ярмарки, в городе стоял шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые занимали главное место на ярмарочных рядах. Дети разучивают потешки, слова об этих игрушках, после чего выбирают игрушку по желанию, сочиняют мелодию на этот текст, а потом передают этот образ в движении. Можно почитать детям стихи загадать загадки, поиграть в игры со словом «Барашенъки-крутороженьки», «Петух», и др.

Третье из рассматриваемых занятий проводится с целью повторения, обобщения полученных знаний, активизации творческой деятельности детей. Ребята инсценируют небольшие сценки-потешки, обыгрывают русские игрушки-сувениры, импровизируют в танце, пении, используя характерные элементы костюма русской матрешки, гжельской игрушки, дымковской барыни; сопровождают свое исполнение игрой на музыкальных инструментах.

Накануне желательно провести конкурс рисунков «Русская народная игрушка», викторину «Что ты знаешь о русских игрушках?». Лучшие работы использовать при оформлении праздника «Русский сувенир». Забавное содержание игрушек, их юмор подводят детей к осознанию национальных черт русского характера: веселости, оптимизма, доброжелательности, трудолюбия.

Занятия, объединенные в блок «Приди, весна, с радостью», призваны расширить знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях.

Первое из перечисленных занятий – «Весну закликаем» – можно начать рассказом педагога о том, что после холодной зимы первыми возвращаются из теплых краев грачи. С их прилетом и начинается весна. В народе весна делится на весну света (март-протальник), весну воды (апрель-снегогон) и весну зеленой травы (май-травень). Март – первый месяц весны. Ребята вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о весне. Можно рассмотреть репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана. Предложить детям вспомнить стихотворения русских и советских поэтов созвучные настроению этих пейзажей.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Информация по педагогике:

История и современное состояние письма у младших школьников
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...

Возрастные особенности общения в старшем дошкольном возрасте
Рассмотрим как изменяется общение детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения. Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. А.Г. Рузска ...

Формирование познавательных интересов в обучении математике
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не м ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru