обучить основам музыкальной грамоты;
сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация. Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами "Литературное чтение", "Изобразительное искусство", "Русский язык", "Окружающий мир") не снижает самоценности предмета "Музыка", а лишь придает больший "стереофонический" объем в восприятии и усвоении его содержания.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, "иллюстративную" функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.
Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной-двух минут в 1, 2 классах и две-три минуты в 3 и 4 классах.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.
Авторам представляется более точным употребление термина дисциплина, выражающего, по определению С. Ожегова, "самостоятельную отрасль. науки". В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область "Искусство".
Кроме того, более адекватным считаем употребление понятия взаимодействие, выявляющего процессы воздействия различных дисциплин друг на друга, а также их взаимную обусловленность.
В рамках программы для начальной школы метод междициплинарных взаимодействий проявляет себя в "создании художественного контекста" (Л. Горюнова) - поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному (1-4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема "Осень: поэт - художник - композитор"); в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема "Может ли музыка нарисовать портрет?"); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема "Цвет и звук: "музыка витража").
Особо отметим, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с точки зрения "музыка и жизнь".
Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки. Понимание стиля, представляющего как "музыкально-интонационный почерк" отдельного произведения (1 класс. Тема "Детский альбом" П.И. Чайковского"; 4 класс. Тема "Знаменитая Сороковая"), творчества композитора (2 класс. Тема "Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!"), музыкального течения (3 класс. Тема "Великое содружество русских композиторов"), музыкального направления (4 класс. Тема "Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики"), пронизывает тематизм программы с 1 по 4 класс.
Информация по педагогике:
Логико-структурный анализ учебника математики М.И. Моро
В данном параграфе мы рассмотрим и проанализируем учебник 2 класса по математике М.И. Моро 2004 г. издания (второе полугодие). На его изучение по программе отводится 72 учебных часа включая итоговое повторение, а на изучение и закрепление табличного умножения и деления на 2 и 3 - 11 учебных часов. ...
Специфика начального этапа обучения плаванию для программы дополнительного образования во Дворце Школьников г. Астана
Плавание - один из видов спорта, который способствует гармоничному развитию и укреплению организма человека, увеличению двигательных функций и ряда движений, необходимых в повседневной жизни. Кроме ярко выраженной оздоровительной направленности, плавание жизненно необходимо. Плавание является важны ...
Личностные особенности часто болеющих детей
Развитие ребенка в условиях заболеваний влияет на формирование его личности. Понятию "Я" у таких детей соответствует отрицательный образ, они сопровождают его отрицательным по смыслу комментарием, за ним скрывается неприятие себя, недовольство своей внешностью, низкая самооценка. Для сома ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.