Учебно-педагогический комплект по программе В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр ’’Музыкальное искусство’’ для 1-4 кл. Методический комплект
Методологическое осмысление целостного процесса познания музыкального искусства позволяет выделить следующие содержательно-обобщающие положения:
1. Музыка отражает жизнь на философском уровне. Отсюда музыка есть отражение диалектики жизни, а ее содержание - это человеческий опыт нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественных образах специфическим для данного вида искусства языком.
2. Познание музыки осуществляется как самостоятельная деятельность учащихся по выявлению того, как реальное, приобретающее в нашем восприятии и отношении к нему черты привычности, повседневности, обыденности и пр., становится художественным (фактически речь идет о воспитании поэтического сознания).
3. Деятельность учителя - это не работа по "трансляции" знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его методическое творчество в организации исследовательской деятельности школьников. Это заставляет коренным образом пересмотреть традиционное определение методики ("совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отдел педагогики, излагающий правила, методы преподавания") и понимать ее как науку, как раздел педагогики искусства.
Авторы данного учебно-методического комплекта принципиально исходят из положения, которое по-новому раскрывает сущность методики преподавания музыки (ее роль и место): отношение методики и методологии есть отношение формы к содержанию и, следовательно, методика есть форма методологии. Знание - это процесс, поэтому методика как наука по сути есть процессуальная форма конкретизации философского содержания музыки.
В свете приведенных положений о роли учителя и ученика в целостном учебно-воспитательном процессе познания музыки и о содержании самого объекта познания развернутое определение методики может быть сформулировано следующим образом:
Методика как форма конкретизации методологии есть творчество учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения духовного опыта человечества, запечатленного в музыкальном искусстве, и раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения. Основополагающая методическая идея программы в том, что любая деятельность школьников на уроках музыки должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме. К чему это ведет?
Прежде всего, к тому, что воспроизведение детьми на уроках генетической природы искусства в собственной деятельности открывает возможность преодолеть "разрывы" в учебно-воспитательном процессе, которые в рамках традиционного (эмпирического) подхода к преподаванию искусства становятся причиной неэффективного обучения. Например:
а) Отчуждение между ребенком и музыкой, между ребенком и композитором. Оно снимается погружением в истоки музыкального искусства и в "технологию" создания произведения, что дети и воспроизводят в собственной музыкально-художественной деятельности "через себя".
Здесь уместно процитировать "Методическую листовку" 1919 года: "Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; даже слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать.".
б) Творчество детей уже не может оставаться беспочвенным (беспредметным), выражаться в чем-то отвлеченном, произвольном, не адекватном жизненному содержанию музыки, так как содержательные знания, которые дети приобретают на основе погружения в истоки искусства и понимания смысла собственной деятельности, делают само творчество осмысленным и предметно-конкретным.
в) Отрыв содержания искусства от формы. Он ликвидируется за счет того, что рассмотрение детьми каждого элемента, явления музыки, анализ каждого произведения протекает как движение мышления от содержания к форме.
Информация по педагогике:
Особенности формирования трудовых навыков у дошкольников с нарушением
интеллекта
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...
Социально-педагогические технологии работы с детьми
группы риска
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, пе ...
Переход на кредитную систему в отечественном образовании
Традиционно в отечественной системе образования мы пользовались понятием академический час. Это как уже говорилось во введении к данной работе довольно растяжимое понятие, академический час может длиться от 40 до 50 минут астрономического времени и поэтому возникает естественная проблема определени ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.