Тематическое планирование

Страница 4

Остальные тематические блоки - "Духовная музыка", "Музыка в кинофильмах и мультфильмах" - более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. С целью расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы "Духовная музыка: Россия и Запад" (М.: Просвещение, 1993).

Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса - третий (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.

Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1-4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой, необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.

В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.

Класс

Тема

Методические задачи

1

Музыкальные инструменты. Тембры-краски

Знакомство со звучанием отдельных музыкальных инструментов (челеста, флейта, арфа, скрипка)

2

Тембры-краски

Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов (орган, фортепиано, клавесин). Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов

3

Струнные смычковые инструменты

Выразительные возможности музыкальных инструментов (на примере отдельных струнных смычковых инструментов)

4

Симфонический оркестр

Выразительная роль групп музыкальных инструментов в создании образа произведения

Отдельного комментария требует так называемый теоретический раздел программы, включающий сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем ("Тембры-краски", "Знаки препинания в музыке"), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной "лесенки-чудесенки", музыкальных инструментов), третьи даны в форме текстов-предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые "легкие" темы ("Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!", "Легко ли стать музыкальным исполнителем?" и др.). Такие темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом "от обратного" постичь смысл содержания урока.

Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Однако такая точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация по педагогике:

Подходы разных авторов к выделению психологических основ дифференцированного обучения
Итак, индивидуализация и дифференциация представляют собой учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебной работе. Возникает вопрос: какие же это индивидуальные особенности личности учащегося, которые обусловливают индивидуализацию обучения? Принцип индивидуального подхода в дидактике предполаг ...

Познавательный интерес, стадии его развития
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный пре ...

Природные и техногенные ресурсы, свойства, производство и потребление
Немецкий химик Ф. Вёлер, изучая образцы мексиканской свинцовой руды, доказал, что эритроний и ванадий — один и тот же химический элемент. В итоге элемент сохранил название "ванадий", а его первооткрывателями считают двух ученых: А. М. дель Рио и Н. Сефстрёма. Металлический порошок ванадия ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru