Тематическое планирование

Страница 7

Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти, года. Они и могут стать своеобразным нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки, так как помогают раскрыть наиболее важные для формирования личности ребенка "вечные темы" - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др. В учебнике-тетради для I класса два раздела: "Музыка вокруг нас" и "Музыка и ты", которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира. Учебники для учащихся II, III и IV классов состоят из семи разделов: "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь - что стремиться в храм.", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!", "В музыкальном театре", "В концертном зале" и "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.", - которые дают ориентиры для вариативного планирования уроков музыки.

Задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать "своими" для детей наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их "интонационного словаря". Поэтому отбор и организация музыкального материала УМК осуществлялись в опоре на понимание интонационное в широком смысле слова, закономерности искусства, ярко выраженные в стиле каждого художника, что дает возможность детям с первого класса войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания - его музыкальной речи.

Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. А это является важнейшим качеством восприятия, определяет музыкальную грамотность учащихся.

Естественно, что различные интонационно-стилевые характеристики учащимися не осознаются, поэтому необходимо развивать их интуицию как способ художественного обобщения, познания музыки. Дети могут воспринимать гораздо более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается.

Интонационно-образное сопоставление произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных) позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность их авторов. Для этой цели в УМК представлены различные жанры и формы музыкального искусства, включая произведения крупной формы (симфония, опера, балет, концерт, кантата и др.). Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию - помогают детям войти в мир большой музыки уже на начальном этапе обучения, а не в средней школе, как это обычно происходит на практике. Музыкальные сочинения в УМК с первого года обучения подобраны и организованы так, чтобы в дальнейшем (при повторном к ним обращении) учащиеся почувствовали и осознали их неповторимость и своеобразие с позиций традиций и новаторства, смогли выявить черты, составляющие "сердцевину" творчества того или иного композитора. Структурной, смысловой единицей учебников и тетрадей является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство.

Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов "слышания" ("видения") конкретных музыкальных сочинений, что позволяет детям устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.п. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, "внутреннего слуха" и "внутреннего зрения" детей. Свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в УМК, - залог успешной работы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по педагогике:

Изучение темы "Основы пользовательского интерфейса" учащимися 8-9 классов на личностно-ориентированном уроке информатики
Сравнительный анализ раскрытия темы пользовательского интерфейса в учебной литературе Рассмотрим учебные пособия, предназначенные для основной школы: Информатика, базовый курс 7-9, Коллектив авторов И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. Тема "Пользовательский интерфейс&quo ...

Совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность самообразования личности как средства достижения жизненного успеха
Исследование проблемы самообразования личности как средства достижения жизненного успеха, предполагает установить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса. Опыт самообразовательной деятельности личности, как было показано выше, детерминирован ее мот ...

Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М.Вебера – ценность – термин, широк ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru