Тематическое планирование

Страница 3

Творческий метод, впервые обозначенный в середине 90-х годов Л. Предтеченской в применении к курсу "Мировая художественная культура", используется в нашей программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.

В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае соотносится содержание каждого года обучения с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод "шаг за шагом"); "развития по спирали" (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Первый (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:

1класс - "Музыка, музыка всюду нам слышна";

2 класс - "Музыкальная прогулка";

3 класс - "О чем рассказывает музыка";

4 класс - "Музыкальное путешествие".

Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как "Музыкально-театральные жанры", "Музыкальные инструменты", "Музыка - живопись - поэзия", "Основы музыкальной грамоты".

В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).

В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили:

стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч.10 №12 "Революционный"; А. Скрябин. "Прометей" и др.);

стиль творчества отдельного композитора (В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);

стиль музыкального течения ("Могучая кучка");

стиль направления (венский классицизм).

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип "развития по спирали". Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы. Укажем эти блоки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Песня. Её роль в формировании иноязычных речевых навыков
Начнём с того, что комплексное развитие практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на сферу их личных интересов, склонностей и мотивов. Музыка является одним из самых эффективных способов возд ...

Роль и значение невербальных элементов в общении и взаимопонимании с аутичными детьми
Психологами установлено, что в процессе взаимодействия с аутичными детьми от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психо ...

Система зачетных единиц как инновационная форма реализации учебного процесса
Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса По ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru