Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 11

Поставим его вперед и сравним остальных (последовательно убирается самый высокий мишка, и сравниваются оставшиеся).

- Какой мишка выше из двух оставшихся?

- Какой он будет по отношению к другим мишкам?

Затем провести мишек, беря их по 3.

- Давайте каждому мишке поможем отыскать его корзинку. Как распределить корзинки, если мы знаем, что корзинки соответствуют высоте мишек? (Если детям сразу трудно распределить корзинки, можно помочь методом исключения).

2. Упражнение «Зоопарк».

Дидактические задачи:

- развитие наблюдательности;

- закрепление понятия «выше», «ниже», «больше», «меньше», «длиннее», «короче», «легче», «тяжелее».

Материал: таблица с фигурами животных (лев, пингвин, еж, лиса, жираф, медведь, тюлень), таблица, на которой схематически изображены зоопарк, лес, море.

Вопросы:

- Какие звери живут в зоопарке, в лесу, в море? Это их дома. Детей просят найти для каждого животного свой домик.

- Кто выше: жираф или медведь? и т.д.

- Кто тяжелее?

- Кто легче?

По аналогии можно провести упражнение «Найти гараж».

Для того чтобы научить определять понятия, мы пользовались относительно простыми примерами, сходными с определением понятия. Они общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи:

1. Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью отчленения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект – значить ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем отличается от других объектов?», «Чем это похоже на другие объекты?».

Здесь мы предлагали детям описать предметы ближайшего окружения, животного в сравнении с другими животными и т.д.

Также, для того, чтобы лучше развить это умение детям предлагались литературные образцы (В.Сладков, В. Чаплина). Обращаясь к ним, мы фиксировали внимание детей на этих описаниях и развивали у них способности описывать различные объекты самостоятельно.

2. Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств объектов, и не только внешнего вида. Например, помимо описания стула, ребенок должен рассказать о его предназначении, качестве и т.д.

3. Сравнение. Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Например, подберите сравнение для таких объектов как слон, попугай, велосипед, поезд, дерево, башня и т.д.

Следующим исследовательским умением, которое мы формировали, было умение классифицировать.

4. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию. Она придает нашему мышлению строгость и точность

Для этого мы использовали популярное задание «Четвертый лишний». Например, четыре карточки содержат изображения яблока, груши, клубники, банана. Мы сможем проклассифицировать их по цвету, по размеру, по форме. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. Также использовалось упражнение «Волшебное дерево».

Материалы: блоки Дьениша (24 фигуры, каждая – носитель трех свойств: форма, величина, цвет)

Детям необходимо, передвигая фигуры по веткам дерева, найти каждой место в соответствии с условными обозначениями.

Для формирования умения выделять главную мысль, делать выводы и умозаключения использовали задания для тренировки умения делать простые аналоги:

Скажи на что похожи: - узоры на ковре;

- очертания деревьев за окном;

- старые автомобили;

- новые кроссовки.

Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки и в этом плане способных считаться аналогичными, несколько сложнее:

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Информация по педагогике:

Методика изучения ампельных растений в школьном курсе биологии
Задачи урока: сформировать понятие о стебле, как осевой части видоизмененного побега ампельных растений. Раскрыть взаимосвязь между особенностями стеблей ампельных растений и выполняемыми функциями. Средства обучения: таблицы «Разнообразие стеблей растений», «Ампельные культуры», комнатные ампельны ...

Рекомендации специалистам по социальной работе. Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша
По результатам исследования социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков нами сформулированы некоторые рекомендации, направленные на решения этой проблемы. Рекомендации включают 3 основных направления: 1. Работа с семьей. Целью работы с родителями является пр ...

Анализ проблемы взаимодействия в практике работы школ
Описание базы исследования: 1 класс МОУ «НОШ №2» города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 28 учащихся. Сроки исследования: учебный год 2009, сентябрь-март. В соответствии с выдвинутой гипотезой «Психолого-педагогические приемы взаимодействия, используемые в учебно-воспитательном процесс ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru