Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 11

Поставим его вперед и сравним остальных (последовательно убирается самый высокий мишка, и сравниваются оставшиеся).

- Какой мишка выше из двух оставшихся?

- Какой он будет по отношению к другим мишкам?

Затем провести мишек, беря их по 3.

- Давайте каждому мишке поможем отыскать его корзинку. Как распределить корзинки, если мы знаем, что корзинки соответствуют высоте мишек? (Если детям сразу трудно распределить корзинки, можно помочь методом исключения).

2. Упражнение «Зоопарк».

Дидактические задачи:

- развитие наблюдательности;

- закрепление понятия «выше», «ниже», «больше», «меньше», «длиннее», «короче», «легче», «тяжелее».

Материал: таблица с фигурами животных (лев, пингвин, еж, лиса, жираф, медведь, тюлень), таблица, на которой схематически изображены зоопарк, лес, море.

Вопросы:

- Какие звери живут в зоопарке, в лесу, в море? Это их дома. Детей просят найти для каждого животного свой домик.

- Кто выше: жираф или медведь? и т.д.

- Кто тяжелее?

- Кто легче?

По аналогии можно провести упражнение «Найти гараж».

Для того чтобы научить определять понятия, мы пользовались относительно простыми примерами, сходными с определением понятия. Они общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи:

1. Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью отчленения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект – значить ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем отличается от других объектов?», «Чем это похоже на другие объекты?».

Здесь мы предлагали детям описать предметы ближайшего окружения, животного в сравнении с другими животными и т.д.

Также, для того, чтобы лучше развить это умение детям предлагались литературные образцы (В.Сладков, В. Чаплина). Обращаясь к ним, мы фиксировали внимание детей на этих описаниях и развивали у них способности описывать различные объекты самостоятельно.

2. Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств объектов, и не только внешнего вида. Например, помимо описания стула, ребенок должен рассказать о его предназначении, качестве и т.д.

3. Сравнение. Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Например, подберите сравнение для таких объектов как слон, попугай, велосипед, поезд, дерево, башня и т.д.

Следующим исследовательским умением, которое мы формировали, было умение классифицировать.

4. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию. Она придает нашему мышлению строгость и точность

Для этого мы использовали популярное задание «Четвертый лишний». Например, четыре карточки содержат изображения яблока, груши, клубники, банана. Мы сможем проклассифицировать их по цвету, по размеру, по форме. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. Также использовалось упражнение «Волшебное дерево».

Материалы: блоки Дьениша (24 фигуры, каждая – носитель трех свойств: форма, величина, цвет)

Детям необходимо, передвигая фигуры по веткам дерева, найти каждой место в соответствии с условными обозначениями.

Для формирования умения выделять главную мысль, делать выводы и умозаключения использовали задания для тренировки умения делать простые аналоги:

Скажи на что похожи: - узоры на ковре;

- очертания деревьев за окном;

- старые автомобили;

- новые кроссовки.

Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки и в этом плане способных считаться аналогичными, несколько сложнее:

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Информация по педагогике:

Методика разработки и структура образовательных проектов в физическом воспитании школьников
В настоящее время проектирование является актуально значимым понятием в педагогике и образовательной практике. Его появление и успешная экспансия в образовательном пространстве связаны с именами таких ученых и методологов, как Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов ...

Деятельность классного руководителя
Реализация модели классного руководителя XXI в. предполагает осуществление определенных задач, цели и содержания деятельности классного руководителя. Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства. Определяющим комп ...

Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Опора - это, модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность вариативного использования средств ее выражения на основе осознания способов выполнения речевых действий по порождению высказывания. Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению рече ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru