a) Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, кристалл, пластик)
b) Назовите как можно больше предметов, являющихся: блестящими, синими, твердыми.
Данное умение параллельно развивали и на математическом материале, используя задания на независимость количества вещества от формы сосуда, на сохранение количества вещества; на измерение протяженных материалов условной меркой, разными условными мерками; измерения одного и того же объекта или разных по величине разными мерками. Использование не только «линейных» измерений, но и жидких, и сыпучих веществ помогало формированию обобщенных представлений.
Например:
· Игровое упражнение «Измерь ленту»: детям предлагали измерить ленту разными по длине мерками – в начале короткой, а затем длинной или составленной из двух коротких.
Вопросы детям:
- Что изменилось, когда измерили во второй раз по сравнению с первым?
- Что осталось без изменения?
На этой основе дети формулировали выводы:
- когда мерка длиннее – число мерок меньше;
- когда мерка короче – число мерок больше;
- мерок уложилось больше – лента длиннее;
- мерок уложилось меньше – лента короче.
Для активации познавательной деятельности детей использовали вопросы: Почему?; Почему так получилось?; Объясни, как это получается.
Эти вопросы требовали самостоятельного обоснования характера зависимости между величинами.
С этой же целью детям предлагается ситуация «Как помочь повару?»
Сюжет: повар детского сада обращается к детям с просьбой – предложением: «Я знаю, что вы любите гречневую кашу. К сожалению, на кухне сломались весы. И я не могу узнать, сколько взять крупы для каши. Помогите мне. В каждую баночку (банки разного размера) нужно насыпать по одному бокалу крупы». Дети выполняют задание.
Вопросы:
- В какой банке крупы больше? Почему?
Варианты ответов:
- крупы больше в высокой банке.
- крупы меньше в широкой банке.
- крупы в обеих банках поровну.
Решение проблемы: большинству детей кажется, что крупы больше в высокой банке. Часть детей утверждает, что крупы в обеих банках поровну. Появляются различные способы доказательства своего решения. Они начинают пересыпать крупу обратно в бокал (мерку), убеждаясь в равенстве количества крупы в разных банках. «Крупы в высокой и низкой банках одинаково, потому что в них насыпали по одному бокалу крупы». Другие, опираясь на собственные действия измерения, утверждают, что крупу «не добавляли» и «не убавляли». В банках по одному бокалу крупы.
Вывод: количество веществ (объем) сохраняется независимо от формы сосуда.
· В процессе работы мы использовали и такой метод, как загадки.
Например: «чем больше ты из нее берешь, тем больше она становится». (Яма).
- Что это?
- Так может быть? Когда?
Эта загадка вызывала затруднения. У детей в обычной жизни работает стереотип: чем больше берешь (конфет, игрушек), тем меньше остается. Загадка необычна тем, что противоречит стереотипу. Отгадать ее помогает практический эксперимент. Например, можно выкопать яму для растения. Решение приходит немедленно: «так, может быть, речь идет о яме».
Наблюдательность и внимание – важные составляющие исследовательской деятельности.
С этой целью использовались следующие задания:
a) Детям предлагалась карточки с фигурами для рисования.
Информация по педагогике:
Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников
ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения
На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности валеологических ценностей у детей экспериментальной группы. Для этого использовались следующие методики: · Анкета по оценке сформированности программы здорового образа жизни. · Тестирование, позволя ...
Сущность понятия
«исследовательская деятельность» и ее значение в развитии дошкольников
«Исследовательская деятельность – характеризуется воспроизводимостью, доказательностью; имеется два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенной является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные». «Детская иссл ...
Подвижные игры детей среднего школьного возраста
У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с больш ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.