Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 14

Выясняем, что всего 8 фигур. Затем предлагаем детям построить домики из этих фигур и определить их количество.

Их оказало 4.

Вопрос: Почему получились разные числа – 8 и 4, ведь количество фигур не изменилось? (воспитатель ставит проблему).

Предлагает гипотезу, задает вопросы, побуждает к рассуждениям: в первом случае мерка меньше – одна фигура, поэтому число получилось больше, во втором случае мерка является домик (2 фигуры), значит, мерка больше, и поэтому число получилось меньше (совместно формирует вывод).

Усложнения задания: предлагаются детям фигуры – треугольники, полукруги, круги, овалы и т.д. Дети по аналогии создают фигурки и работают, постепенно выполняя этапы исследования самостоятельно.

В рамках 2 этапа проходило ознакомление детей непосредственно с методикой учебных исследований. Для этого понадобилось 3 тренировочных занятия (фронтальных). На занятиях мы познакомили детей с последовательностью проведения исследований; с задачами, которые стоят перед исследователем на каждом этапе работы. Рассказали детям о том, что существует много способов сбора информации – «метод исследования» (при этом имеется в виду, что используются методы, которые доступны детям). Использовались проблемные вопросы:

- Что мы должны сделать сначала?

- Как вы думаете, с чего начинает исследования ученый?

Постепенно подводили детей к тому, что необходимо подумать. После этого раскладывали перед детьми карточки с символическими изображениями «методов исследования»: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент».

Затем знакомили детей со способами сбора материала. Важным этапом является анализ и обобщения собранного материала. На первых занятиях, естественно, применялась активная помощь исследователям при обобщении полученных данных, так как для ребенка это сложная задача.

Игровую технологию учебного исследования старших дошкольников использовали как самостоятельные занятия, так и в других видах деятельности и занятиях.

Все темы исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

2. Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

3. Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, люди и т.д.).

Для математического материала более подходят две последние группы.

Савенков А.И. предлагает классификацию, при помощи которой можно систематизировать процесс учебных исследований.

1-й уровень – «общее направление»- «наука».

2-й уровень – «математика»

3-й уровень – «число», «измерение», «основные законы» и др.

Этот способ «характеризует общий, даже можно сказать глобальный взгляд на классификацию детских исследований». Важно, чтобы учебная деятельность была максимально приближена к исследовательской деятельности.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Информация по педагогике:

Использование техногенных ресурсов
Структура ресурсов ванадия в нашей стране определяется наличием больших запасов ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд. В связи с высокой стоимостью переработки и сложностью технологической схемы передела этих руд в настоящее время стала актуальной задача разработки технологий и создания производ ...

Правила проведения и подготовки мероприятий в детских учреждениях
1. Необходимо создать у детей предпраздничное настроение. Оно всегда связано с ожиданием чего-то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника – это лишь начало, нужно поддерживать этот праздничный дух. 2. Сюрпризы обязательны. Детям необходимо знать, что на празднике их ждет что-то интере ...

Познавательный интерес, стадии его развития
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный пре ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru