5. Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.
Учитывая специфику школы как социально-культурного института, можно утверждать, что общественная составляющая является атрибутивным признаком внутришкольного управления. Школа - одновременно и элемент структуры, подвластный государственному управлению, и частица общественной жизни. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа должна всё больше опираться на общественные организации. Поэтому современная задача демократизации управления состоит в том, чтобы в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства интегрировать усилия всех этих субъектов на основе их реальной заинтересованности в развитии образования.
Одним из ведущих принципов демократизации – это наличие у школы органа государственно-общественного управления, которое «позволит обеспечить реализацию конечной цели национального проекта - сделать систему образования более открытой, прозрачной и приблизить ее к интересам и потребностям граждан. А также «демократически-ориентированный» принцип: сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада.
Существенным моментом является включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса - учащихся, родителей, педагогов, что предполагает наличие: органов общественного управления, отражающих интересы каждой из этих групп, а также наличие единого Совета образовательного учреждения; управляющего совета: попечительского совета, полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативно-экспертные решения, право вето на решения администрации и др.); динамики развития форм участия общественности в принятии управленческих решений; нормативной базы по общественному самоуправлению в школе; формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.); практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации; раздела по демократизации управления в программе развития образовательного учреждения.
В МОУ «Гимназия №164» сложился вариант государственно-общественного управления, который учитывает особенности жизнедеятельности школы, менталитет ее коллектива учащихся, родителей и педагогов. Школа активно реализует демократические принципы управления школой, переходящие к общественно-государственному управлению, имеет децентрализованные организационные структуры управления школой, активно привлекает к участию в управлении родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров; имеет организационную культуру, базирующуюся на демократических ценностях и традициях школьной жизни. Так, в Уставе школы зафиксировано, что высшим органом самоуправления школы является Совет школы.
Управляющий Совета школы является демократичным органом внутришкольного управления, который:
- утверждает основные направления деятельности школы;
- принимает устав школы, изменения и дополнения к нему;
- создаёт постоянные и временные комиссии по различным направлениям работы, определяет их полномочия;
- утверждает планы и программы развития школы:
- определяет порядок работы школы;
- определяет языки, изучаемые в школе;
- утверждает направления расходования внебюджетных средств;
- заслушивает отчёт директора, отдельных работников;
- решает конфликтные ситуации;
- вносит предложения об открытии классов различного уровня и направленности;
- представляет работников к различным видам поощрений, включая материальные;
- представляет на утверждение директору школы правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, правила поведения обучающихся и иные локальные акты.
В школе совет состоит из 11 человек, представителей педагогических работников - 5 человек, председателя родительского комитета школы, трёх представителей родительских комитетов классов (по одному от родительской общественности каждой ступени образования) и обучающихся старших классов -1 человек. В совет школы входит по должности директор школы, который является его председателем.
Информация по педагогике:
Разработка методики технологии обработки плечевого изделия при изучении
раздела «Технология обработки ткани»
При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их раз ...
Определения уровня сформированности памяти у детей с нарушениями слуха
Анализ результатов методик «10 слов» и «Повтори слова и цифры» позволили выявить уровень развития долговременной памяти у старших дошкольников с нарушением слуха и сравнить с нормально слышащими сверстниками. Количественный анализ выявления особенностей долговременной памяти у детей нарушением слух ...
Религиозные принципы
В Дагестане существовала народная система образования и воспитания, которая носила исламский религиозный характер, гибко, с учетом сложившихся народных обычаев, адаптировалась в каждом селе. Распространением грамотности среди народа занималась мечеть. Религиозное образование ставилось превыше всего ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.