При таком расположении двух наугольников по данным точкам С и D найдем на прямых m и n точки А и В. х = ОВ и есть построенное ребро удвоенного куба.
Вопросы и задания.
Доказать лемму Платона.
Каким образом с помощью прибора Платона находятся «вставки»?
Доказать, что куб с ребром х в два раза больше по объему, чем куб с ребром а , т.е. х 3 = 2 а 3 (воспользоваться леммой).
Затем решается исходная задача, с помощью прибора Платона строится куб, в два раза больший по объему, чем куб с ребром:
А) 1, В) 4,
Б) 2, Г) 6.
Решение Эратосфена
Прибор Эратосфена носит название «мезолябий», что в переводе означает «уловитель», т. е. уловитель двух средних величин («вставок»), из которых одна составляет искомую сторону удвоенного куба.
Мезолябий Эратосфена состоит из двух параллельно расположенных реек m и n, расстояние между которыми равняется удвоенной стороне куба, т. е. 2а.
К этим рейкам прикреплены три равных прямоугольных треугольника, из которых один, самый левый, смонтирован неподвижно, а другие два могут перемещаться вдоль пазов, устроенных в рейках, причем на верхнюю рейку опираются равные катеты, а на нижнюю — их противоположные вершины (см. рис.).
Решение
На катете HD самого правого подвижного треугольника откладываем отрезок DQ = а. Теперь двигаем подвижные треугольники с таким расчетом, чтобы точки пересечения катета одного треугольника с гипотенузой следующего за ним (М и N) расположились бы на одной прямой с Е и Q. х = NC и будет найденной величиной искомого ребра удвоенного куба.
Вопросы и задания.
Как устроен прибор Эратосфена?
Каким образом с помощью мезолябия находятся «вставки»?
Доказать, что куб с ребром х в два раза больше по объему, чем куб с ребром а , т.е. х 3 = 2 а 3.
С помощью прибора Эратосфена строится куб, в два раза больший по объему, чем куб с ребром:
А) 1, В) 3,
Б) 2, Г) 5.
Решение Менехма
1) Решение задачи об удвоении куба с ребром а сводится к рассмотрению двух парабол:
2) Задача об удвоении куба сводится к решению двух уравнений, из которых одно – уравнение гиперболы, а другое – уравнение параболы
Вопросы и задания.
Каким образом задача сведена к рассмотрению функций?
Построить графики функций.
Найти с помощью графиков ребро удвоенного куба.
Задача о квадратуре круга
Решение Бинга
Приведем одно из решений задачи о квадратуре круга, основанное на использовании треугольника Бинга. Этот способ был предложен в 1836 г. русским инженером Бингом и очень удобен для практических целей.
Рассмотрим треугольник АВС (см. рис.), вписанный в круг, квадратура которого находится с таким расчетом, чтобы наибольшая сторона треугольника была диаметром. Обозначим угол CAB через а, а хорду АС через х. Подберем угол а так, чтобы отрезок х был стороной квадрата, равновеликого данному кругу. Для этой цели воспользуемся соотношением
,
где R — радиус круга.
Так, как площадь квадрата со стороной х должна быть равновелика площади круга, то будем иметь или 4R2 cos2 a = πR2, откуда cos2 a =π/4, cos a =1/2
= 0, 886. По таблицам находим a=27°36'.
Информация по педагогике:
Порядок проведения ЕНТ
ЕНТ проводится по четырем предметам: трем обязательным - казахский или русский язык (язык обучения), математика, история Казахстана и одному из предметов по выбору, который является профильным для подступления в вузы в Сузы на ту или иную специальность. Единое национальное тестирование проводится ...
Понятие универсальных учебных действий и их классификация
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов де ...
Онтогенез словообразования
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исх ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.