Основные направления модернизации технологического образования

Образование и педагогика » Преподавание курса "Машиноведение" в 7 классе » Основные направления модернизации технологического образования

Страница 1

Важность технологической культуры молодежи в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО реализует международный проект по научной и технологической грамотности для всех «2000+». В школах Западной Европы, Скандинавии, Китая, США и других, экономически развитых и развивающихся странах учащиеся изучают учебные предметы, ориентированные на формирование технологической культуры.

Недооценка технологического образования в школе ведет к тому, что у современной молодежи не формируется интерес к работе в сфере реальной экономики, технологическое мышление, качества необходимые для успешной трудовой деятельности. Все это неизбежно отрицательно скажется на техническом прогрессе, развитии экономики и обороноспособности страны.

Особое место в проектировании содержания образовательной области «Технология» занял вопрос о целесообразности сохранения в нем ручного труда. Противники этого указывают, что в производстве ручной труд прогрессивно вытесняется механизированным. Однако введение его необходимо совсем в другой логике - логике развития личности. Кроме того, экспериментально доказано, что в ручном труде (особенно у дошкольников и младших школьников) активно развивается мелкая моторика рук, жизненно важная для формирования функций мышления. Наконец, можно сказать, что навыки ручного труда еще долгое время будут необходимы и профессионалу (особенно часто в экстремальных ситуациях) и просто в быту, в семейном "разделении труда". Современную школу справедливо обвиняют в том, что она выпускает "безрукое" поколение.

Построенная на основе проектной познавательно-трудовой деятельности школьников, образовательная область «Технология» должна на качественно новом уровне реализовывать отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной экономической и экологической подготовки школьников, их профориентации.

По-мнению А.В. Марченко, в начальной школе может изучаться курс «Технология», в котором учащиеся на доступных примерах будут знакомиться с технологиями преобразования материалов, энергии. Информации, биологических объектов, некоторыми коммуникативными технологиями. При этом акцент в младших классах должен быть на развитие функциональной самостоятельности детей путём разработки и изготовления различных объектов.

В основной школе с учётом накопленного опыта, имеющейся учебно-материальной базы учащимся предоставляется возможность выбора одного из 3-х направлений содержания обучения: распространённые технологии производства, сервиса, сельского хозяйства.

В профильных старших классах полной средней школы изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными инвариантом содержания, но и на их развитие и углубление с учётом выбранной специализации.

С целью социальной защиты выпускников общеобразовательных учреждений в старших классах основной и полной средней школы в технологии может осуществляться профессиональная подготовка, что особенно актуально для учащихся сельских общеобразовательных учреждений.

Тем не менее, реализация программы «Технология» встретила определенные трудности: низкая оплата привела к уходу из школы большого количества учителей-мужчин, многие годы не осуществлялось материальное обеспечение школ оборудованием, инструментами и материалами.

Формирование технологической культуры учащихся является важнейшей задачей технологии. Технологическая культура человечества - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень). Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:

1. культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;

графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;

культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки мате риалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;

информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использование информации из различных источников;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Коллективная творческая деятельность: сущность, содержание. Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников
В современном развитом мире действует принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового ...

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущно ...

Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности. Поз ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru