Важность технологической культуры молодежи в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО реализует международный проект по научной и технологической грамотности для всех «2000+». В школах Западной Европы, Скандинавии, Китая, США и других, экономически развитых и развивающихся странах учащиеся изучают учебные предметы, ориентированные на формирование технологической культуры.
Недооценка технологического образования в школе ведет к тому, что у современной молодежи не формируется интерес к работе в сфере реальной экономики, технологическое мышление, качества необходимые для успешной трудовой деятельности. Все это неизбежно отрицательно скажется на техническом прогрессе, развитии экономики и обороноспособности страны.
Особое место в проектировании содержания образовательной области «Технология» занял вопрос о целесообразности сохранения в нем ручного труда. Противники этого указывают, что в производстве ручной труд прогрессивно вытесняется механизированным. Однако введение его необходимо совсем в другой логике - логике развития личности. Кроме того, экспериментально доказано, что в ручном труде (особенно у дошкольников и младших школьников) активно развивается мелкая моторика рук, жизненно важная для формирования функций мышления. Наконец, можно сказать, что навыки ручного труда еще долгое время будут необходимы и профессионалу (особенно часто в экстремальных ситуациях) и просто в быту, в семейном "разделении труда". Современную школу справедливо обвиняют в том, что она выпускает "безрукое" поколение.
Построенная на основе проектной познавательно-трудовой деятельности школьников, образовательная область «Технология» должна на качественно новом уровне реализовывать отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной экономической и экологической подготовки школьников, их профориентации.
По-мнению А.В. Марченко, в начальной школе может изучаться курс «Технология», в котором учащиеся на доступных примерах будут знакомиться с технологиями преобразования материалов, энергии. Информации, биологических объектов, некоторыми коммуникативными технологиями. При этом акцент в младших классах должен быть на развитие функциональной самостоятельности детей путём разработки и изготовления различных объектов.
В основной школе с учётом накопленного опыта, имеющейся учебно-материальной базы учащимся предоставляется возможность выбора одного из 3-х направлений содержания обучения: распространённые технологии производства, сервиса, сельского хозяйства.
В профильных старших классах полной средней школы изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными инвариантом содержания, но и на их развитие и углубление с учётом выбранной специализации.
С целью социальной защиты выпускников общеобразовательных учреждений в старших классах основной и полной средней школы в технологии может осуществляться профессиональная подготовка, что особенно актуально для учащихся сельских общеобразовательных учреждений.
Тем не менее, реализация программы «Технология» встретила определенные трудности: низкая оплата привела к уходу из школы большого количества учителей-мужчин, многие годы не осуществлялось материальное обеспечение школ оборудованием, инструментами и материалами.
Формирование технологической культуры учащихся является важнейшей задачей технологии. Технологическая культура человечества - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень). Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
1. культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки мате риалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использование информации из различных источников;
Информация по педагогике:
Общая психологическая характеристика
школьника 13-15 лет
Для разработки методического пособия необходимо учитывать особенности возраста учеников. В большинстве случаев изучение темы «Движение» в школе проходит в то время когда ученикам от 13 до 15 лет. Что соответствует подростковому возрасту. В этот период происходит биологическое созревание ребенка, чт ...
Анализ школьных программ и учебников
Основными идеями современной концепции школьного химического образования являются идеи гуманизации и демократизации образования, согласно которым «следует преодолеть отчуждение науки и производства от человека. В процессе обучения химии необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повсе ...
Анализ полученных результатов исследования
Для проведения исследования мы выбрали 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу одного детского сада. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста (5-6 лет): Бердинских Данил, Бетехтина Полина, Гребенкина Настя, Дегтерева Лена, Ермолин Кирилл, Жуков Ваня, Колчин ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.