Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 3

Характерной чертой народной педагогики Дагестана является ее направленность на духовно-нравственное развитие личности. Дагестанский народ в процессе своего исторического развития накопил богатейший социальный, житейский, педагогический опыт, самобытную, присущую только ему духовно-нравственную культуру, отраженную в своеобразном моральном кодексе жителей гор - намусе. Являясь обобщением обычаев и традиций, намус когда-то пронизывал все стороны горской жизни. Он не только учил, настаивал и регламентировал поведение горца, но и требовал сохранения нравственных и гуманистических принципов в отношениях между всеми дагестанскими народами и в жизни каждого горца.

Важнейшей особенностью намуса является то, что он определял моральный идеал, согласно которому первостепенное значение придается воспитанию у горца человечности. Слово "человек" у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий, как "гуманность", "порядочность", "человечность". Этим самым народ как бы заложил содержательную основу народной педагогики, слово "человек" сделалось ключевым в определении морального облика горца, его черт и качеств.

Ярко осознавая, что моральная ценность человека не мыслится без взаимного уважения друг друга, горцы ревностно хранили благородство, мудрость и уважение в отношениях между собой.

Воспитание честности и правдивости дагестанские горцы рассматривали как самые высокие моральные качества человека. Буквально все народы - жители гор - считали ложь и обман самыми низкими чертами людей

Кодекс горских законов сурово осуждал лживость и воровство. В дагестанских адатах предусмотрено все до мелочей: сел на чужого коня - штраф в четыре овцы, распахал хотя бы одну борозду общественной земли - две овцы в пользу села, за кражу одного снопа зерновых взыскивался четырехгодовалый бык.

Общественность бдительно следила за соблюдением горцами установленных норм и правил поведения. Малейшее отступление от них рассматривалось как потеря намуса - совести, что неминуемо влекло за собой всеобщее порицание земляков. Садись хоть криво, но говори правду - таково требование намуса.

Центральное место в нравственном кредо горцев занимает "намус". Горский намус - очень емкое понятие, заключающее в себе моральные принципы и критерии простого народа. Суть его человечность и совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его.

Намус выражается и в уважении старшего, и в гостеприимстве, и в почтительном отношении к женщине.

Отвечая тем, кто пренебрежительно относится к нравственному упадку горских народов, великий сын осетинского народа Коста Хетагуров писал: "Эти же "дикари" сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец".

Сегодня, когда наше деформированное общество испытывает небывалую потребность в прогрессивных формах общественного воспитания, значимость дагестанского годекана еще более возрастает. Значение и соблюдение педагогической функции годекана обеспечивают успех в воспитании детей и молодежи.

Учителями, воспитателями на годекане выступают умудренные жизненным опытом старшие. Как отмечал народный писатель Дагестана Кияс Меджидов: "Тут тебе и бывалые горцы, мастеровые, известные всему Дагестану, тут смелые охотники и чабаны, знающие сотни удобных переходов через горные хребты. Встретишь тут и пахарей, которые по зернышку выращивают пшеницу на высокогорных клочках земли". И каждый из них свои знания и навыки демонстрирует наглядно, подкрепляет пословицами, поговорками, загадками, дает убедительные советы, наставления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Система деятельности социального педагога
Система деятельности социального педагога, как указывают А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В. Бочарова, представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [Мудрик]. Она отражена на схеме 1. Схема 1. Система деятельности социального педагога Сферой приложения ...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по м ...

Игровые технологии как вид педагогических технологий
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом: · В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве; · По Шепелю В.М. технология - ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru