Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. "Предавший аул да будет сожжен в ауле", "Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему", - гласят дагестанские пословицы.
Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку народ изустно назвал их "Законом гор". Закон требует человеческой верности род не и народу, мужества и честности в борьбе и труде. "Пусть мать лучше умрет, чем родит труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячу раз. Предавший аул, да будет сожжен в ауле. Лучше слепота, чем бесчестие. С родной земли умри - не сходи. Чем без чести жить - корпеть, лучше с честью умереть и т. д. - гласят народные (общественные) изречения.
От того, как люди соотносят свои повседневные поступки со здоровым общественным мнением, во многом зависит эффективность не только воспитания, но и авторитет каждого индивида, семьи, рода и аула. Об этом следует помнить нашим педагогам-воспитателям, родителям, тогда и возникает желаемое, единство положительных взглядов и действий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей.
Дагестанские народы не мыслят полноценность человека без наличия элементарных взаимодополняющих качеств: знаний, навыков, умений общения с людьми, обращения с растительным и животным миром, содержания себя, своей семьи, престарелых родителей, противоборства с врагами народа, защиты интересов общества, родины. Человек должен быть трудолюбивым, иметь профессию, а желательно, быть мастером (уста) на все руки. Призывая к посильному труду, народ говорит: "Кто не способен дать молоко как корова, должен пахать как бык" (лезг.), "Работнику - полтинник, мастеру - рубль" (дарг.). "Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела" (лезг.). Человек должен быть сообразительным, умственно развитым: "Когда в голове ум, глаза лучше видят". "Умный враг лучше глупого друга" (лезг.). Человек должен чувствовать красоту людей и природы, быть ее хранителем и творцом.
Ум, умственное воспитание, по мнению народа, это как раз то, что делает человека Человеком. Ставя стремление человека к умственному развитию выше других стремлений, народная мудрость гласит: "Человек ценен не папахой, а умом". "Ум делает человека зрячим", "Глупец к богатству стремится, мудрец к познанию мира" (лак).
Народ обращает внимание на необходимость заниматься умственным воспитанием детей буквально с малых лет. Целесообразность раннего умственного воспитания утверждается тем, что: "Ум не от возраста, а от головы" (лак., лезг.), "Не в бороде ум, а в голове" (лезг.)
Идеи и принципы, нашедшие свое отражение в народных пословицах, являются обобщением многовекового педагогического опыта трудящихся Дагестана и, на наш взгляд, представляют огромный интерес для повседневной практики воспитания детей.
Информация по педагогике:
Роль отца в развитии ребенка
В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В ...
Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...
Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. В состав прилагате ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.