Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 7

Народная взаимопомощь со всей видоформенной структурой своей организации (сбор колосьев, перетаскивание соломы, хвороста, куда вовлекают детей 7-12-летнего возраста; мытье шерсти, обмазывание глиной сакли, жатва, где участвуют девушки и женщины; унавоживание полей, стрижка овец, набрасывание на крыши земли, перекидывание балок, сенокошение, где участвует молодежь и мужчины), системой учета половозрастных различий, физических и трудовых способностей привлекаемого населения (приглашение детей и подростков, молодежи, девушек и женщин, опытных мужчин, физически крепких и т. д.) является благоприятной средой передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.

Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жизни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение в отношении к сиротам, к семьям без кормильца, к семьям, которых постигло горе, к семьям, где намечена свадьба сына или дочери. Выручая семью без кормильца, женщину-мать, оставшуюся с маленькими детьми, аул всем джамаатом, при участии детей и подростков, готовит им топливо, корм для скота, убирает урожай, достраивает дом, заботится о благополучии детей. Окружать вниманием семьи, оставшиеся без кормильцев, считается нравственным долгом односельчан. Из этого складывается уважение к аулу и его жителям.

Суровые климатические условия гор, крайняя ограниченность земельных угодий привели к возникновению и развитию домашних промыслов, где в процессе труда решались задачи не только профессионального обучения, но и воспитания. Детей с малых лет учили: в плоскостных районах - изготовлению шерстяных и шелковых тканей, в предгорье - ковроделию и производству орудий из дерева, в горной части - изготовлению изделий из шерсти, золотых и гончарных изделии, выделке кожи и т.д.

Хотя каждый дагестанский народ имеет свои обычаи и традиции, но вместе они составляют общее наследие. Возродить его - насущная задача времени. Почему это необходимо сделать, вряд ли надо доказывать. Обычаи, сохранившиеся в сфере быта, морали, гражданской обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание помощи человеку, дружбу и т. п. Адат регламентирует поведение человека, служит средством приобщения его к высокой культуре, овладения производственными навыками, пропаганды и отправления религиозных и гражданских праздников.

Слово "человек" у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятии как "гуманность", "порядочность", "человечность". Этим самым народ как бы заложил стержневую основу воспитания, гордое имя "человек" сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: "Человеком родился - человеком умру!"; Хвала горца: "Таких людей больше нет. Он был человеком"; Проклятие горцев: "Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня"; Осуждение горцев: "Не тратьте на него слова. Он же не человек"; Правило горцев: "Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека"; Пожелание горцев: "Стань человеком".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Научно–методическая система работы с педагогическими кадрами по здоровьесберегающим технологиям
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение валеологии в становлении здорового образа жизни индивидуума и создание культа здоровья в настоящее время чрезвычайно возрастает. Главное – найти такие ме ...

Культурологические технологии реализации программ образовательно- воспитательной работы в ДОУ
Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы ...

Педагогическая организация игровой деятельности
Игра имеет специально значимый смысл в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, значительно оценивая смысл игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот запах, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы непотребна для общества. В игре, ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru