Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 4

Воспитывают здесь не только беседы, рассказы и назидания. Не в меньшей степени воспитывает само присутствие умудренного жизнью человека: его манера говорить, держаться с людьми, манера здороваться, ходить, сидеть и даже молчать, манеры общения с людьми разных возрастов.

Горский годекан, по традиции наших дедов, - это и своеобразная сельская мастерская под открытым небом. Трудолюбивые горцы и на годекане находят себе полезное дело. Поэтому годекан принято устраивать, оборудовать так, чтобы каждый трудоспособный, сочетая отдых с трудом, занимался здесь каким-нибудь делом: например, плел из прутьев корзину, точил инструменты, делал из абрикосового дерева ложки, половники, готовил бурдюк для хранения молочных продуктов, мастерил музыкальный инструмент и т. д. Эти виды труда, ставшие ныне не очень популярными, издавна являются основой жизнедеятельности человека в горах, основой его духовного и экономического развития.

Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением здесь традиционного порядка и дисциплины: определение почетных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодежи и подростков. Занять эти места люди вправе только в свободное от труда время. Даже старики собираются на годекане к вечеру, после трудового дня: совесть не позволяет им сидеть без дела на виду у занятых работой. Посещение годекана исходит из народных правил добропорядочности, которые предусматривают: знать ежедневные новости села, района, мира из уст старших; получить достойную оценку своей повседневной деятельности; выразить свое единство с сельским джамаатом, вовремя заметить и принять гостей дома, рода, аула; получить общественное поручение, разумный совет мудреца и т. д.

Общественное мнение горцев осуждает тех, кто на годекане проводит время бессмысленно, кто появляется перед обществом в нетрезвом виде, курит, сквернословит при старших, ведет нелестные разговоры об отсутствующих, унижает слабых и младших. Таких людей принято вовремя призывать к совести, к сохранению образцовой фамильной, родовой, горской чести. Людей, не понимающих человеческого языка (имеется в виду совета, наставления, объяснения мудрецов), высокомерных, идущих наперекор разумному общественному мнению, джамаат осуждает (не приемлет, проклинает).

Понятие "труд" у народов Дагестана связано с деятельностью, земледельца, животновода, ремесленника, с многочисленными видами домашнего труда. Успех в воспитании сельских детей обеспечен там, где к этим видам трудовой деятельности приучают последовательно и умело. В трудовом воспитании народ учитывает возраст, пол, природные задатки, индивидуальные особенности воспитуемого, посильность недоступность дела, умение глубоко осмыслить выдвигаемые трудовые задачи и многое другое.

"Знания, полученные в детскую пору, - высеченное на камне изображение", - говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда детям примерно три года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие, желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...

Разработка теории формирования навыков ручного труда психологами и педагогами. Психолого-педагогические особенности
Основная теоретическая посылка состоит в научном обосновании роли и места трудовой деятельности в умственном развитии аномального ребенка, которое, прежде всего, связано с именем Л.С. Выготского. Рассматриваются различные аспекты обозначенной Л.С. Выготским проблемы, ставшими основой педагогической ...

Анализ средств решения знаменитых задач древности
Задача о трисекции угла Требуется произвольный угол разделить на три равные части. Деление прямого угла Пользуясь циркулем и линейкой, древние греки умели делить произвольный угол на две равные части. Со времен Пифагора они умели делить прямой угол на три равные части. Это они выполняли так. Пусть ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru