Воспитывают здесь не только беседы, рассказы и назидания. Не в меньшей степени воспитывает само присутствие умудренного жизнью человека: его манера говорить, держаться с людьми, манера здороваться, ходить, сидеть и даже молчать, манеры общения с людьми разных возрастов.
Горский годекан, по традиции наших дедов, - это и своеобразная сельская мастерская под открытым небом. Трудолюбивые горцы и на годекане находят себе полезное дело. Поэтому годекан принято устраивать, оборудовать так, чтобы каждый трудоспособный, сочетая отдых с трудом, занимался здесь каким-нибудь делом: например, плел из прутьев корзину, точил инструменты, делал из абрикосового дерева ложки, половники, готовил бурдюк для хранения молочных продуктов, мастерил музыкальный инструмент и т. д. Эти виды труда, ставшие ныне не очень популярными, издавна являются основой жизнедеятельности человека в горах, основой его духовного и экономического развития.
Воспитательная направленность годекана обеспечивается соблюдением здесь традиционного порядка и дисциплины: определение почетных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодежи и подростков. Занять эти места люди вправе только в свободное от труда время. Даже старики собираются на годекане к вечеру, после трудового дня: совесть не позволяет им сидеть без дела на виду у занятых работой. Посещение годекана исходит из народных правил добропорядочности, которые предусматривают: знать ежедневные новости села, района, мира из уст старших; получить достойную оценку своей повседневной деятельности; выразить свое единство с сельским джамаатом, вовремя заметить и принять гостей дома, рода, аула; получить общественное поручение, разумный совет мудреца и т. д.
Общественное мнение горцев осуждает тех, кто на годекане проводит время бессмысленно, кто появляется перед обществом в нетрезвом виде, курит, сквернословит при старших, ведет нелестные разговоры об отсутствующих, унижает слабых и младших. Таких людей принято вовремя призывать к совести, к сохранению образцовой фамильной, родовой, горской чести. Людей, не понимающих человеческого языка (имеется в виду совета, наставления, объяснения мудрецов), высокомерных, идущих наперекор разумному общественному мнению, джамаат осуждает (не приемлет, проклинает).
Понятие "труд" у народов Дагестана связано с деятельностью, земледельца, животновода, ремесленника, с многочисленными видами домашнего труда. Успех в воспитании сельских детей обеспечен там, где к этим видам трудовой деятельности приучают последовательно и умело. В трудовом воспитании народ учитывает возраст, пол, природные задатки, индивидуальные особенности воспитуемого, посильность недоступность дела, умение глубоко осмыслить выдвигаемые трудовые задачи и многое другое.
"Знания, полученные в детскую пору, - высеченное на камне изображение", - говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда детям примерно три года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие, желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т. д.
Информация по педагогике:
Проектный метод как способ развития социальных компетентностей
Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно- ориентированного), обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученн ...
Компоненты навыка чтения и их взаимосвязь
Чтение – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. «В предыдущей ступени накап ...
Педагогические ценности учителя
Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Педагогические ценности учител ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.