Значительное воздействие на сознание детей раннего возраста, оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на анкетный вопрос "За что ты любишь отца?" многие дети из образцовых семей отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение образцово выполнять различные трудовые операции, вести беседы на волнующие детей темы, рассказывать о своей работе, интересах, предстоящих задачах.
Раннему "введению" детей в полезный труд способствуют и народные детские игры, имитирующие известные им приемы труда, отдельные трудовые операции. Дети охотно играют в чабанов, доярок, косарей, пахарей, лудильщиков. Эти игры развивают трудовые навыки, выявляют ум и физические способности, учат ценить красоту и результаты труда старших.
Разумеется, и сегодня учат детей многому: читать, считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Но не везде учат их работать руками. Многие родители стараются освободить детей от домашнего труда. В итоге, как показывают наши наблюдения и результата анкетирования, большинство детей после окончания школы не могут выполнять элементарные действия: убирать, мыть, стирать, готовить простейшие блюда, копать, поливать . Встречаются факты, когда студенты и даже дипломированные специалисты не умеют пришить пуговицу, чистить обувь, убирать за собой посуду, постель . Все это - печальный результат того, что они не прошли веками сложившуюся домашнюю "школу" обслуживающего труда.
Особого внимания заслуживает опыт дагестанских тружеников по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом, к хлебу. За свою жизнь трудящиеся горцы видели хлеб всякий: и черствый, и свежий, и облитый слезами, и празднично украшенный.
Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, книга, чтобы сохранилась связь времен. Этим словам созвучна и народная мудрость: "Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспеченного хлеба", "Хлеб - всему голова". Народное отношение к хлебу наиболее ярко отражено в устном народном творчестве. В дагестанских сказках и эпосе, поговорках и пословицах, загадках и песнях, поучениях и наставлениях - целые уроки о хлебе. Каждая народная пословица - это своеобразный, выстраданный трудящимся человеком мудрый совет: "Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда" (лак.), "Кто поработает, тот и хлеба поест" (лезг.). Голос, идущий из глубины веков, напоминает о горькой жизни горцев, призывает к осмыслению истинной цены хлеба: "Не проголодавшийся уважения к хлебу не знает", "Покуда не голоден человек, о хлебе не думает" (дарг.). Народные мудрецы предостерегают людей: "Поспевший урожай ветру не отдавай (лезг.), "Сказав "я - сыт", не выбрасывай хлеб, и сказав "жарко", не жги шубу" (лак.), "Не кидай в хлеб камнем" (дарг.).
"Хлеб-это святыня", - учат горцы и, как бы подтверждая мудрые мысли, матери знакомят детей с секретами дагестанскою хлебопечения, хлгбосбережения: несут хлеб из пекарни домой, прижав его к груди, как кладенца. Хлеб заворачивают в чистое полотенце, держат всегда свежим в специально приспособленном деревянном подносе.
Информация по педагогике:
Восприятие и сравнение множеств в средней и старшей группе
Восприятие и сравнение множеств в средней группе Основное внимание уделяют упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп). Детей учат выяснять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну. Воспитатель напоминает им способы практического сопоставления групп: наложения ...
Понятие творческой задачи
Математическое творчество не является атрибутом традиционного школьного обучения (по крайней мере, на рассматриваемом нами возрастном этапе 6 – 9 классах). Однако детское математическое творчество возможно инициировать, «запустить» возможно при определенных условиях организацией учебного процесса. ...
Н.К. Крупская о советском учителе
Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагог ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.