Адаты, обычаи как фактор воспитания молодежи

Страница 6

Хлебом делятся в пути, хлеб берут взаймы, отдавая всегда больше и сг.;жим, ломоть хлеба оставляют хозяину пекарни, в знак уважения. Хлеб и сель, съеденные вместе, укрепляют дружбу товарищей, соседей, путников. Вот почему заканчивая трапезу, принято говорить: "Так пусть, берекат, ты всегда будешь в достатке". Уважая хлеб, дети учатся уважать труд хлеборобов, мукомолов, пекарей и еще многих других, причастных к этому священному действию.

Трудовые праздники служат для детей средой познания таких нравственных понятий, как старший и младший, уважаемый и почитаемый, заботливый и благородный и т. п.

Заботливое отношение старших к земле, к людям, к родной природе, достойная оценка народными судьями трудовых, физических и эстетических качеств участников праздника прививают подрастающему поколению чувство любви к родному краю, вызывают высокие эмоциональные чувства.

Комплекс сельскохозяйственных работ сызмала приучает детей к местным видам традиционного труда народа. Копая землю, сажая, сея, удобряя почву навозом, ребенок узнает цену плодам природы; приобщение к уходу за домашним скотом формирует у него любовь к животному миру. Постепенно, привыкая к напряженному труду и радуясь успехам своей работы, ребенок крепнет физически и морально.

Народу известны эффективные формы и методы морального стимулирования детского труда. Так во время прополки детей заинтересовывают рассказами о разновидностях съедобных и целебных трав, показом мест произрастания щавеля, козлобородника, черемши, сурепки, земляники, ежевики, о методах их сбора и применения; на пахоте, току детей -трудолюбивых помощников сажают и катают на ярме, на молотильных досках; во время работы на крупорушке или на ручных мельницах ребенка усаживают на "карусель" крупорушки, где он и помогает старшим, и получает удовольствие. Во многих трудовых операциях у народа предусмотрены ведущее место старшего и ведомое место младшего, весьма расчетливо создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.

Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост; когда мать готовит глиняные формы для сушки фруктов, дочь подает глину, подносит воду. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению истинного трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности, наполняет жизнь детей радостными ощущениями.

Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждающемуся, является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана, осуждает всякое равнодушие к чужой радости и беде, к торжествам, рекомендует искоренить его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать характерной чертой человека.

Народная взаимопомощь, в отличие от других видов обслуживающего труда, характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели-включения человека в настоящий труд " . бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным/ и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы/, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу". Педагогическая значимость взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главное из которых осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающемуся. Более того, здесь человек, как говорится, "может и себя показать, и на людей посмотреть". К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по совести отдыхай, сделав добро - забудь, а получив - помни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Межнациональное общение как педагогический феномен
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...

Понятие и причины девиантного поведения подростков
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характери ...

Методические подходы к изучению действия умножения
Действие умножения рассматривается как суммирование одинаковых слагаемых. А также умножение – это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru