всеобщий (глобальный), предполагающий ориентацию на мировые ценности, вобравшие в себя все лучшее, что создано человечеством;
общий (государственный), основанный на культурных достижениях российского общества, но вобравший в себя культурные ценности различных народов;
частный (региональный, национальный, местный) охватывающий местные этнические культуры, обычаи, традиционные виды деятельности;
единичный, представляющий собой синтез всего положительного, ценностного в личности, позволяющий раскрыть и реализовать потенциальные возможности каждого в отдельности и помогающий быстрой адаптации в любом поликультурном окружении.
Для этого решающее значение имеют внешние условия, проявляющиеся в мегаусловиях, когда межгосударственные и международные отношения, стратегия, тактика, политика ведущих стран мирового сообщества благоприятствуют мировому сотрудничеству, способствуют взаимодеятельности во всех сферах общественной жизни.
Другой формой внешних условий являются макроусловия – общие условия, складывающиеся внутри государства, касающиеся в первую очередь межнациональных отношений, а также образовательной и культурной политики государства.
Далее следует переходные условия, включающие мезоусловия, что означает региональные, местные, национально-этнические особенности. Эти условия должны учитывать многообразие специфики проживающих в регионе этносов, их взаимоотношения, наличие или отсутствие национально-культурных образований, соблюдение национальных обычаев, традиций и т.д.
Для культуры межнационального общения большое значение имеют социально-психологические аспекты общения на личностном уровне. Поэтому необходим учет разного рода жизненных ситуаций, в которых оказываются предствители различных национальностей, и воспитание в каждом человеке таких качеств (общительность, сдержанность, такт), которые важны в многонациональном коллективе. Росту культуры межнационального общения способствует расширение знаний об особенностях психологии разных народов, их образе жизни, обычаях, взаимный обмен духовными ценностями. Высокая культура межнационального общения, как правило, результат целенаправленной национальной политики, утверждения гуманных норм и интернационалисткой этики в межличностных отношениях. Культура межнационального общения предполагает также и микроусловия – внутренние условия, включающие индивидуальные, социально-психологические факторы подготовленности отдельной личности к восприятию и освоению иной культуры.
Культура межнационального общения представляет собой совокупность нескольких компонентов:
когнитивный - единство знаний об истории и культуре своего этноса, его традиций. Без социальной памяти нет, и не может быть национальной культуры. Молодежь не знает своих корней и своей истории и не имеет порой даже элементарных сведений в области религии, плохо знает выдающихся деятелей культуры;
эмоционально-оценочный – знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения. В условиях поликультурного общества особенно важными являются знания народных обычаев и обрядов, праздников и народных традиций, танцев, пословиц, сказок, народной педагогики – всего, что связано с духовной культурой, что может уберечь от некомпетентности, ошибок при принятии решений и удержит от необдуманных поступков;
Информация по педагогике:
Игра как средство воспитания дошкольников
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при ис ...
Понятия о методах физического воспитания
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является оптимальное развитие физических качеств человека. К ним относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Методов и особенно различных версий (модификаций) в педагогической литературе указывается так мно ...
Н.К. Крупская о связи школы и семьи
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский и ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.