Фольклорные занятия в воспитании

Образование и педагогика » Фольклорные занятия в воспитании

Страница 16

После этого педагог рассказывает о красочном обрядовом празднике «Веснянка». В старину, чтобы приблизить приход весны, в день весеннего равноденствия (22 марта), когда день и ночь длятся по двенадцать часов, за околицы сел и деревень выходили дети и девушки зазывать весну. В руках они держали фигурки птиц, выпеченные из теста. Дети подбрасывали «птиц» вверх, сажали их на высокие шесты, размахивали ими. Фигурки птиц как бы подражали полету настоящих птиц. «Прилетали жаворонки, приносили девять ключей, запирали на девять замков зиму лютую, отпускали на волю Весну красную». При этом пелись песенки-заклички, дети играли на дудочках и глиняных свистульках. Важно отметить, что весенние заклички-песни, которыми зазывали весну, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы хлеба взошли.

Дети разучивают заклички: «Кулик – весна!», «Божья коровочка», «Весна, весна, на чем, пришла?», исполняют русскую народную песню «Вот уж зимушка проходит», «Весна – веснушка», играют в русские народные игры «Ловлю птиц на лету», «Горелки» и другие. Педагог может предложить детям поводить хоровод, позвать Весну, проговаривая и выполняя движения по тексту заклички. Кроме того ведется работа над вокально-хоровыми навыками, чистотой интонирования, четкой артикуляцией; закрепляется умение передавать ласковый, спокойный характер песен. Так, при работе над интонацией желательно найти яркое сравнение для звука: «Дотянемся голосом до солнца, голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос звенит, как капель с крыши, голос широкий и протяжный, как русское поле» и т. д.

Тема данного занятия развивается на следующем – «Солнцу красному слава!». Сначала педагог поясняет, что в глубокой древности, когда люди полностью зависели от стихийных сил природы, мороз, ветер, дождь, солнце казались им живыми существами, к ним обращались люди в своих песнях. «Слава тебе, Ярило-солнце, твоим лучам, дающим тепло и жизнь всему окружающему нас!». Одновременно дети вспоминают потешки, заклички про солнышко, пропевают их, сочиняют свои песенные импровизации с различной интонацией. Можно разучить закличку «Слава на небе солнцу высокому!», хоровод «Как зима с весною».

Затем из числа желающих можно выбрать «солнышко», одеть ему на голову желтую шапочку и оно под музыку импровизирует, танцует, «обогревает всех ребят». Дети оценивают исполнение, выбирают лучшее солнышко, того, кто изобразит в своих движениях радость, добро, тепло.

Важно отметить также, что апрель – второй месяц весны, весны воды. Издавна в народе говорят: «Апрель-водолей». В апреле дни становятся длиннее, теплее. Пробуждается природа. Прольют первые весенние дождички. Желательно вспомнить потешки; заклички про дождик, пропеть их с разной интонацией, с разным настроением – задорно, с лукавинкой, с просьбой, приглашением и т. д. Поиграть в игры со словом «Радуга-дуга», «Солнышко-колоколнышко».

Педагог может сообщить детям, что в старину люди, зазывая весну, просили дождик пролить свою животворную влагу на поля, а солнышко – все обогреть, осветить. Связывали это с обильным и славным урожаем. В древних хороводах пелось о труде земледельца, перечислялись все работы, связанные с посевом, прополкой, уборкой, обработкой проса, льна. Обратить внимание детей на то, что весной по вечерам на луговинах нарядные парни и девушки водили хороводы. Особенно любили хороводы «А мы просо, сеяли» и «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Дети вместе с воспитателем заводят хоровод, подражая взрослому. Можно разучить песни-хороводы с играми «Зайка», «Перепелочка», «Воробышек». В центре таких хороводов разыгрываются театрализованные сценки. Один двое из ребят играют роль зайки, воробышка или перепелочки и изображают действия, о которых поется в хороводах.

Занятие – «К нам весна-красна идет» – своеобразное обобщение и закрепление полученных на предыдущих музыкальных занятиях впечатлений, певческих и двигательных навыков, а также жизненных впечатлений в часы свободной деятельности, празднование прихода весны. Ранее звучавший на занятиях материал – музыкальный и поэтический – становится частью весенних обрядов. Дети исполняют знакомые народные песни, хороводы, играют на народных инструментах, импровизируют, используя элементы народного костюма.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Информация по педагогике:

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что у ...

Особенности выявления предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Данные проведенного обследования детей с целью выявления предпосылок дисграфии сведены в таблицы 2-8. В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, то полученное значение мало инфо ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru