- дисциплины и курсы по выбору студента, установленные вузом – практикум по профессии.
Модель педагога профессионального обучения.
В ходе изучения этих дисциплин выпускник должен знать:
- теоретические основы педагогической деятельности, пути и средства широкого использования теории в практике подготовки будущих рабочих;
- цели и задачи, построение и особенности развитии системы подготовки рабочих;
- педагогику и психологию профтехобразования, физиологию подростков в ранней юности и соответствующие их специализации виды труда, психологию труда;
- проектирование и конструирование форм теоретического и производственного обучения;
- проектирование внеучебной деятельности учащихся;
- теоретическую основу и методику профессиональной работы по освоению рабочей специальности;
- основы теории управления;
- современные технические средства обучения, учебную технику и оборудование, уметь ими пользоваться;
- общенаучные основы технических дисциплин;
- инженерные дисциплины.
Педагог профессионального обучения должен выполнять следующие задачи:
1. Организация и проведение теоретического обучения по общепрофессиональным и специальным учебным дисциплинам с использованием современных психолого-педагогических методов обучения.
2. Организация и проведение производственного обучения, по группам профессий, основанного на сочетании практического обучения с производительным трудом и применении передовой техники и инновационных технологий.
3. Организация и проведение учебно-воспитательной работы: профессиональная ориентация; развитие профессионально-творческого потенциала высококвалифицированного и конкурентоспособного работника (рабочего, служащего), специалиста и руководителя.
4. Осуществление организационно-методической деятельности: разработка и внедрение эффективных образовательных технологий и средств обучения в области профессиональной педагогики и креативного профессионального образования.
5. Участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.
Таким образом, педагог профессионального обучения – это специалист, имеющий высшее профессионально-педагогическое образование и квалификацию для осуществления функций преподавателя теоретического обучения (отраслевые дисциплины), мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, психолога профессионального образования и менеджера образовательной деятельности.
Его доминирующими видами деятельности являются:
- обучение техническим наукам, связанным с машиностроением и технологическим оборудованием;
- объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
- контроль за усвоением материала;
- проведение воспитательной работы с учащимися;
- помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
- выявление интересов и склонностей учащихся для адекватного подбора программ и методов обучения;
- изучение индивидуальных особенностей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
- оказание помощи в формировании личности учащегося;
- содействие развитию у учащихся стремления к освоению новых знаний;
- участие в разработке и внедрении образовательных учебных программ;
- составление тематических и урочных планов;
- оформление документации (журналов, отчетов).
Педагог профессионального обучения должен обладать следующими качествами и способностями:
Способности:
•технические способности;
•коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);
•преподавательские способности;
•ораторские способности;
•организаторские способности;
•хорошее развитие памяти;
•вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);
•высокий - уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам - одновременно);
•психическая и эмоциональная уравновешенность;
•способность к сопереживанию.
Личностные качества, интересы и склонности:
•склонность к работе с людьми;
•оригинальность находчивость, разносторонность;
•умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
Информация по педагогике:
Педагогическая организация игровой деятельности
Игра имеет специально значимый смысл в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, значительно оценивая смысл игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот запах, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы непотребна для общества. В игре, ...
Типовые различия в характеристиках
компонентов математических способностей
Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...
Описание диагностики навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР
Диагностика особенностей навыков чтения проводилась в нескольких направлениях: Методика 1. Обследование особенностей чтения давалось в таком порядке: 1. Чтение слогов (простых – открытых и закрытых, со стечением согласных). Ребенок, прежде всего, должен прочитать слоги, включающие соответствующие о ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.