Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью

Страница 17

Эту игру можно проводить и в идее соревнования.

В ходе работы дети приходили к выводу, что необходимо использовать условную мерку (или измерительный прибор) для наиболее быстрого и эффективного распределения материала.

В ходе выполнения дивергентных задач у детей развивались такие характеристики креативности, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования. Все они необходимы для исследования.

Задания, направленные на развитие познавательных функций (памяти, внимания и других) включались в занятия, упражнения.

Это такие задания как «Где кто живет?», «Подбери пару» (цель: развивать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению).

Например: задание «Украсим елочку».

Цель: закрепить умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине; правильно пользоваться понятиями: «шире», «уже», «длиннее», «короче», «выше», «ниже»; развивать память, внимание, логическое мышление.

Материалы: 4 изображения елочек разной высоты и ширины, столько же ленточек разной ширины и длины.

Сначала воспитатель предлагает сосчитать елочки, затем – ленточки.

«Сколько у нас елочек? А ленточек? (4 елочки и 4 ленточки, значит, их поровну). Давайте подарим деревьям ленточки, чтобы они стали еще красивее. Для каждой елочки может подойти только своя ленточка. Для самой широкой елочки – самая широкая ленточка, для самой высокой елочки – самая длинная ленточка, для самой низкой елочки – самая короткая ленточка. Сколько ленточек можно завязать каждой елочке? Почему?»

Для закрепления, уточнения детских представлений, активизации познавательной деятельности использовались разные приемы:

- практические задания (изготовить для плетения коврика разные по длине полоски, пользуясь равными или разными по длине мерками);

- чтение художественных произведений с последующей беседой по ним;

- решение устных задач, отражающих в содержании деятельность измерения;

- разнообразные поисковые ситуации, несущие в себе элементы проблемности: прямой и ломаной линии, количества жидкости и сыпучих веществ в сосудах разной формы (высоком и узком, низком и широком).

Например: проблемная ситуация «измерение протяженных предметов».

Воспитатель (рисует мелом грядку или изготавливает из бумаги и рассказывает):

- Дети из другого детского сада измерили длину грядки. Костя решил на глаз, что длина грядки 8 шагов. Таня и Андрей измерили грядку шагами. У девочки получилось 10 шагов, а у мальчика – 7, кто измерил правильно?

Результат рассуждения: каждый из тех, кто измерил шагами, был прав по-своему, т.к. у каждого за условную мерку был принят свой шаг. Если бы дети договорились о единой мере (чей-то конкретный шаг, линейка, веревочка), то тогда получились бы одинаковые результаты измерения.

Вывод, к которому подходили дети: измерение одного и того же объекта (предмета) разными мерками не может дать одинаковый результат.

Таким образом, проводя учебные исследования, мы придерживались организационной структуры, предложенной А.И. Савенковым и О.В. Цаплиной.

- нестандартное использование времени занятия, помещения;

- опора на опыт ребенка;

- акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

- активное участие каждого ребенка в планировании собственной учебно-исследовательской работы;

- чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения.

В результате у детей формировались навыки и умения проведения исследований, и одновременно эта деятельность способствовала более эффективному усвоению представлений о величине и ее измерении.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18

Информация по педагогике:

Формы и методы обучения учащихся по курсу «Технология обработки ткани»
Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций. Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза ...

Воспитательный потенциал медиаобразования
Начало формирования исходных концепций медиаобразования произошло на рубеже 60–70-х годов. В то время проблема «школа и СМИ» понималась однозначно и упрощенно: школа должна использовать масс-медиа для своих нужд, а средства массовой информации должны уделять внимание школе – создавать учебные фильм ...

Рекомендации специалистам по социальной работе. Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша
По результатам исследования социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков нами сформулированы некоторые рекомендации, направленные на решения этой проблемы. Рекомендации включают 3 основных направления: 1. Работа с семьей. Целью работы с родителями является пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru